Выпуск и обслуживание банковских карт в России станут платными?
Лента новостей
Это произойдет, если сохранятся эквайринговые комиссии для онлайн-ретейла и медучреждений на уровне 1%, которые были введены в связи с пандемией коронавируса, предупредили в Ассоциации банков России
Ассоциация банков России предупредила, что клиентам, возможно, придется платить за выпуск и обслуживание банковских карт. Также платным может стать использование платежных приложений и доступ к кол-центрам кредитных организаций.
Это произойдет, если сохранятся эквайринговые комиссии для онлайн-ретейла и медучреждений на уровне 1%, которые были введены в связи с пандемией коронавируса. Пока они действуют до сентября. Потери банков при этом составляют от 10 млрд до 15 млрд рублей.
Помимо этого, банки рассматривают возможность сокращения или полной отмены программ лояльности. В настоящее время расходы банков покрываются за счет межбанковских комиссий.
Если эквайринговая комиссия будет снижена, то любой банковский продукт станет платным, отмечает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
Алексей Войлуков вице-президент Ассоциации банков России «Действительно, такая вероятность существует. Сейчас, во время кризиса и пандемии, ЦБ временно ограничил эквайринговую комиссию до 1% на определенный вид покупок. Но постоянно звучат предложения с различных сторон, от ретейлеров и других участников рынка, что это нужно распространить, продолжить, опустить еще ниже эту ставку. Надо сказать, что эта ставка по межбанковской комиссии как раз и позволяет сделать бесплатным доступ к карточкам для населения, их бесплатное пользование, к чему мы все привыкли. Если государство предлагает снизить эту комиссию, тогда мы пойдем по пути, как это принято во всем цивилизованном мире: любой банковский продукт, в том числе выпуск карточки и ее обслуживание, становится платным. Цена может варьироваться в зависимости от самой карточки, в среднем 6000-7000 рублей в год».
Об отличиях российской и европейской модели карточного рынка рассказал начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Модель российского карточного рынка коренным образом отличается от модели европейской. В европейской модели за выпуск карты, за ее обслуживание платят сами владельцы карт, население. Российская модель другая. Обычные карты, как правило, бесплатны — что выпуск, что обслуживание. Деньги банки получают именно за счет предпринимателей. Поэтому, если замещать выпадающие доходы за счет предпринимателей нельзя, значит, надо это делать за счет населения. Если плата за выпуск карты будет 6000 рублей, естественно, люди, вместо того чтобы платить картой, станут расплачиваться наличными. А что такое наличные? Наличные в торговом обороте — это путь к уклонению от налогов, стало быть, государство будет меньше налогов получать».
Эксперт отметил, что 6000-7000 рублей — это «стандартное обслуживание по непремиальной карте в Европе».
Если какие-то банки поднимут стоимость обслуживания карт, клиенты могут уйти в другие кредитные учреждения, полагает председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева.
Алма Обаева председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» «Банк России обладает правом устанавливать верхний предел комиссии, он этим воспользовался в форс-мажорных обстоятельствах. Наверное, Банк России, раз это временная мера, должен ее снять. Если банки не дождутся снятия и решат в этот период «обобрать» своих клиентов — физических лиц, мне кажется, здесь слегка логика нарушена. Вы получали эту комиссию с других клиентов и с торговцев, почему вы переносите эту ответственность сейчас на физическое лицо, вашего клиента? Второе: они говорят, что сейчас с клиентов — физических лиц начинают собирать комиссию за выпуск карты. Ряд карт и так являются платными, а с пенсионных карт они этого сделать не могут, они защищены законодательством, поэтому они и так имеют комиссию. Они что, еще ее поднимут? У нас конкурентный рынок. Какие банки поднимут, значит, из этих банков клиенты могут уйти в другие банки, которые могут управлять своими расходами, снизить их, соответственно, сделать операции по картам все равно рентабельными для самого банка. Я, например, пользовалась этой услугой, и все торговые организации мне давали скидку за онлайн-оплату. То есть они со своей стороны стимулировали клиента».
В Центробанке Business FM заявили, что ограничение эквайринговых комиссий носит временный характер. При этом регулятор подчеркнул, что мера направлена на поддержку в том числе малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса.