Морской порт в Мурманске может приостановить работу из-за обрушения железнодорожного моста
Лента новостей
Сбой в поставке груза по железной дороге повлечет за собой простой предприятия и более 80% рабочего персонала. Эксперты сомневаются, что мост удастся восстановить в короткие сроки
Обрушение на перегоне Кола — Выходной мурманского отделения Октябрьской железной дороги, ветка которого соединяла Мурманск с остальной частью России, означает остановку ключевой артерии для Мурманского морского торгового порта. Рассматриваются альтернативные логистические решения.
Железнодорожный мост в Кольском районе под Мурманском обрушился днем в понедельник при проведении ремонтных работ. Из-за паводка была смещена и деформирована одна из опор, в результате железнодорожное сообщение с Мурманском прервано, в Кольском районе введен режим ЧС.
РЖД ввели запрет на погрузку в составы, которые должны направляться в Мурманский транспортный узел, где, в частности, находятся АО «Мурманский морской торговый порт» группы СУЭК и Мурманский балкерный терминал «Еврохима».
Пассажирские поезда ходят до станции Выходной, а до Мурманска людей доставляют автобусами. К восстановлению железнодорожного сообщения подключили железнодорожные войска Министерства обороны России. Обрушившийся металлический мост был введен в эксплуатацию в 1930 году, ремонтные работы на нем были выполнены в 2014-м.
В порту работают более 1300 человек. Сбой в поставке груза по железной дороге повлечет за собой простой предприятия и более 80% рабочего персонала. Мурманский торговый порт является единственным предприятием на северо-западе РФ, которое способно обрабатывать суда класса Capesize вместимостью более 150 тысяч тонн.
Власти Мурманской области и РЖД договорились, что железнодорожное сообщение с Мурманском будет восстановлено к 23 июня. В том, что мост восстановят быстро, сомневается председатель правления Первого российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев.
— Мурманский порт в России номер четыре по грузообороту, второй на северо-западе после Санкт-Петербурга и очень крупный узел по перевалке угля, который уходит на экспорт через Мурманский порт. В связи с обрушением туда невозможно будет доставлять уголь какое-то время. Частично пойдет уголь на Усть-Лугу и пойдет через восточные порты, по той информации, которую сейчас прорабатывают СУЭК с РЖД. Я не думаю, что Мурманский порт полностью остановится, но грузооборот его значительно снизится.
— По автодороге перераспределят, грузы будут везти?
— Основной грузопоток — уголь, уголь не идет авто, он идет железной дорогой. Остальные грузы, которые отправляются через Мурманский порт, — это менее значительный объем, поэтому то, что там еще уходит, та же рыба, такие продукты, основной объем — это уголь, поэтому здесь будет существенное падение и оборотов, и деятельности порта. То, что мост не построят за 20-30 дней, — это тоже очевидно, тем более там еще паводок сейчас, из-за него мост обрушился, а паводок еще не сошел, построить такой мост займет несколько месяцев, до осени его вряд ли построят.
Один из вариантов перевозки части грузов в Мурманск — федеральная автодорога, говорит директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев.
Игорь Николаев директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» «Единственная связь сейчас в Мурманской области с большой землей — это федеральная трасса «Кола», это две полосы в одну и в другую сторону, достаточно скромная дорога. Железнодорожная магистраль — это действительно единственная связующая Мурманский порт со всей Россией, и потери очень существенные. Речь здесь идет о минимум трех неделях, которые могут потребоваться для того, чтобы восстановить мост и сообщение. Можно морским путем из Архангельска, но если действительно речь идет о трех неделях, то такие серьезные изменения — доставка груза в Архангельск, а потом морем до Мурманска — я думаю, вряд ли целесообразны. А грузовой автотранспорт может взять на себя часть перевозок опять же с учетом того, что федеральная трасса «Кола» достаточно скромная. Грузопоток достаточно большой, есть и промышленные предприятия, есть грузопоток в Североморск и другие, там же база Северного флота, надо учитывать то, что это все железная дорога».
Специалисты уже перенаправили более десяти судов в другие порты и совместно с грузоотправителями прорабатывают альтернативные логистические решения, однако они будут стоить значительно дороже, заявил генеральный директор порта Алексей Рыкованов.