Масштабы ошибки главного эпидемиолога Швеции
Лента новостей
«Если бы мы столкнулись с той же болезнью, имея те знания, которые у нас есть сегодня, мы бы выбрали нечто среднее между тем, что сделала Швеция и выбрал весь остальной мир», — заявил Андерс Тегнелл
«Можно ли сказать, что слишком много жителей Швеции скончались раньше своего часа?» — «Да, конечно». Так ответил на вопрос журналиста Sveriges Radio Андерс Тегнелл, главный эпидемиолог Швеции и автор самой необычной стратегии борьбы с вирусом — почти ничего не запрещать, полагаясь на сознательность жителей. Более того, охват тестирования в Швеции можно назвать крайне ограниченным — в три раза меньше, чем в России, и почти в десять раз меньше, чем в Арабских Эмиратах.
О том, как ее знакомая, медсестра в доме престарелых, так и не увидела ПЦР-теста, рассказывает жительница Швеции Екатерина.
«Приходит домой и чувствует, что у нее все симптомы: поднимается температура, начинается кашель. Она, естественно, звонит себе на работу и говорит: «Я заболела, похоже, коронавирусом». Они говорят: «Хорошо, оставайтесь дома». Она говорит: «Как? Подождите, а вы мне что, тест не будете делать?» Они говорят: «Нет, у нас нет возможности вам делать тест, и к чему его делать? Насколько вам плохо?» — «Ну, мне плохо как при обыкновенной простуде». — «Ну, тогда просто сидите дома, и когда вы почувствуете, что вы можете идти на работу, звоните нам, мы вам пришлем сделать тест, на антитела причем, а не на коронавирус как таковой». Она делает тест, и у нее тест показывает отсутствие антител, и она выходит на работу. У меня есть вторая знакомая, которая в большой больнице работает медсестрой. Там их всех тестировали, но она работает в больнице, не в доме престарелых. И у нее показал тест положительный коронавирус. Ее отправили домой на самоизоляцию. При этом она живет с молодым человеком, молодому человеку никто тест не делал, и он как ходил, так и ходит на работу».
Несмотря на почти полное отсутствие ограничений, Швеция не является мировым эпицентром коронавируса, если сравнивать подушевые масштабы вспышки. Пока от коронавируса скончались около 0,04% населения страны — это примерно один человек на 2,5 тысячи, — в то время как в Испании, Италии и Великобритании вирус уже лишил жизни каждого двухтысячного жителя.
Тем не менее, в отличие от большинства стран Европы, вспышка в Швеции пока не думает идти на спад — в конце мая шведские медики ставили столько же диагнозов в сутки, сколько в начале апреля. Более того, в последние недели Швеция почти всегда была первой страной мира по приросту погибших на душу населения — грубо говоря, сейчас шведы гибнут от коронавируса быстрее, чем население любой другой страны.
О том, как относятся к этому граждане Швеции, рассказывает корреспондент CNN Фил Блэк.
«Швеция во времена пандемии стала двуликой. Часть страны живет обычной жизнью, радостной и почти беззаботной. На улице много людей, наслаждающихся солнцем и следующих курсом страны по направлению к стадному иммунитету. Но у Швеции есть и другое лицо — и оно преисполнено горечи. Как рассказала нам женщина по имени Лели, ее пожилой отец Реза заразился коронавирусом в доме престарелых и скончался через семь дней, так и не получив никакой медицинской помощи, кроме инъекции морфина. Похожими историями делятся и другие шведы — часть из них теперь выходят на демонстрации, обвиняя власти страны в устранении пожилого населения. Число жертв коронавируса в Швеции перевалило за 5 тысяч человек — шокирующий показатель для страны с 10-миллионным населением. Хотя большинство шведов пока поддерживают политику властей, отголоски сегодняшних решений продолжат звучать в Швеции в обозримом будущем».
За рассуждениями об эпидемиологической эффективности и этической допустимости шведской стратегии нельзя забывать и об экономическом факторе. Как указывает CNBC, экономика страны в первом квартале показала хорошие результаты — ВВП страны в годовом выражении вырос на 0,1% при ожиданиях сокращения на 0,6%. Для сравнения, Германия за тот же период потеряла более 2% ВВП, а Италия — более 5% опять же в годовом выражении. Сопоставимо ли это с гибелью 5 тысяч человек, половина из которых находились в домах престарелых, решать шведским избирателям.
Под давлением общественности власти страны планируют провести оценку эффективности избранного курса. Как заявил премьер-министр Швеции Стефан Левён, специальная комиссия будет создана в ближайшие недели.