Суд не принял отвод экспертов по делу «Седьмой студии»
Лента новостей
Защита просила вывести из дела Ольгу Королеву и Елену Баженову, которые пришли к выводу, что для театрального проекта «Платформа» требовалось якобы в два с половиной раза меньше денег, чем выделило государство. Также судья отказалась взять самоотвод и отказалась признать недопустимым доказательством третью экспертизу
Мещанский суд Москвы отказался принять отвод экспертов Ольги Королевой и Елены Баженовой, проводивших третью экспертизу по делу «Седьмой студии». Также судья Олеся Менделеева не взяла самоотвод. Об этом Business FM рассказал адвокат режиссера Кирилла Серебренникова Дмитрий Харитонов.
Само слушание проходило в отсутствие СМИ из-за карантина, во время которого вход в столичные суды разрешен только участникам процесса.
По словам Харитонова, защита не заявляла отвод председательствующей, а лишь высказала на ее действия возражения. «Это не был никакой отвод судьи. Защита лишь высказала возражение, что, назначив экспертизу и выбрав экспертов, она не разъяснила обвиняемым их права и не дала возможность заявить экспертам отвод, — сказал Харитонов. — Судья восприняла наши возражения как отвод, рассмотрела его и отказала в нем».
По его словам, отводы экспертов были связаны с «явной некомпетентностью» Елены Баженовой — замдиректора МХАТ имени Горького. «Тот вопрос, который она разрешала в ходе исследования, называется «оценочно-искусствоведческий». Она сама в суде [при отборе экспертов] сказала, что не является ни специалистом в области оценки, ни в области искусствоведения. А некомпетентный эксперт не может участвовать в проведении экспертизы». По мнению защиты, эксперт Королева зависима от потерпевшего, которым по делу признано Минкультуры. Однако суд не согласился с доводами защиты и отвод экспертов не принял.
Адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская пояснила, что театральный критик Ольга Королева, которая пишет под псевдонимом Ольга Галахова, преподает в ГИТИСе и ведет курсы в Малом театре. В обоих учреждениях одним из ее руководителей является Борис Любимов — отец министра культуры Ольги Любимовой. «Мало того что она написала некомпетентную бредятину, так еще у нее однозначно прослеживается заинтересованность, так как министерство культуры признано по делу потерпевшим», — заметила в свою очередь адвокат подсудимой Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова.
Адвокаты ссылались на то, что в экспертном заключении Королева скрыла, что работает в ГИТИСе и Малом театре, а указала в качестве места работы лишь Центр развития театрального искусства «Московский губернский драматический театр». Они ходатайствовали о признании недопустимым доказательством третьей экспертизы, но суд просьбу отклонил.
Также судья отклонила просьбу адвокатов о допросе в суде Королевой и Баженовой, а также двух экспертов Минюста, которые участвовали в третьей экспертизе. По словам Дмитрия Харитонова, к выводам Королевой и Баженовой у защиты есть множество претензий. «Если коротко, то эксперт Баженова вместо 340 событий [представлений на «Птаформе»] посчитала 276. Она вместо 298 томов дела ознакомилась с 250. То есть там очень много обстоятельств, которые требовали уточнений. Нам отказали, будем разбираться с этим дальше».
Он добавил, что защита также просила допросить заместителя директора МХТ имени Чехова Марину Андрейкину, которая была задействована во второй экспертизе. Но суд просьбу не принял.
Стоит отметить, что защита также настаивала на допросе на заседании бывшего министра культуры Александра Авдеева (занимал пост с 2008-го по 2012 год). Он, как пояснили адвокаты, стоял у истоков фестиваля «Платформа» и как раз в период его работы из бюджета выделялись деньги для шоу. В настоящее время Авдеев уже отошел от дел и проживает в Италии. Ранее защитники подсудимых съездили в Рим и опросили его. Однако судья Олеся Менделеева отклонила ходатайство об оглашении результатов опроса, сочтя, что было нарушено право стороны обвинения, которая не смогла принять в нем участие. Ввиду невозможности прихода на процесс из-за пандемии защитники предложили допросить его по видео-конференц-связи, но и эта попытка не увенчалась успехом.
После этого процесс был прерван до 8 июня. В этот день стороны продолжат обсуждать результаты последней, третьей экспертизы о делу.
Выводы третьей по счету финансово-экономической экспертизы суд огласил 1 июня. Ее проводил Минюст с участием двух привлеченных экспертов. Она оказалась не в пользу подсудимых. Эксперты сочли, что на проект требовалось в два с половиной раза меньше денег, чем выделило на него министерство культуры: 87,5, а не 216 млн рублей. И на проект перечислили почти 129 млн рублей лишних денег.
Перед судом предстали четверо. Это режиссер Кирилл Серебренников, бывший гендиректор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин, экс-генпродюсер этой организации Алексей Малобродский, а также бывший чиновник Минкультуры Софья Апфельбаум. Всем им вменяется хищение путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 133 млн из 216 млн рублей, выделенных министерством культуры на театральный проект по популяризации современного искусства «Платформа» в 2011-2014 годах. Подсудимые хищения отрицают, признавая факт обналичивания. По их словам, наличные деньги были необходимы для расчетов с актерами, режиссерами и техническим персоналом.
До этого по делу были проведены еще две экспертизы. Первую на следствии проводила эксперт некоммерческого партнерства «КРЭС» Татьяна Рафикова. Она сочла, что все 133 млн рублей, обналиченные подсудимыми для театрального фестиваля «Платформа», были похищены.
Назначенное судом в 2019 году повторное исследование Минюста, по сути, оказалось в пользу подсудимых: эксперты пришли к выводу, что фигуранты не похитили, а сэкономили бюджетные деньги. Экспертиза посчитала, что рыночная цена аналогичного проекта в 2011-2014 годах составила бы без налогов не менее 260 млн рублей, а с налогами значительно превысила 300 млн рублей.
Разбирательство по громкому делу длится с осени 2018 года, но в сентябре 2019-го суд вернул дело в прокуратуру на доследование. Это решение отменил Мосгорсуд, и процесс в ноябре 2019 года стартовал заново. С середины марта слушания откладывались из-за пандемии и возобновились только 1 июня.