«Коляда-театр» — на грани закрытия из-за пандемии
Лента новостей
С 7 июня худрук Николай Коляда вынужден отправить сотрудников театра в неоплачиваемый бессрочный отпуск. По предварительным планам Минкульта, зрители должны вернуться в залы в сентябре. Но и у государственных, и у частных театров пока много вопросов
«Коляда-театр» — на грани закрытия из-за двух месяцев простоя в связи с пандемией. Частный театр существует в Екатеринбурге 19 лет, объездил с гастролями весь мир. Его худрук Николай Коляда обратился к своим подписчикам за помощью в соцсетях, еженедельно проводит стримы и донаты. В апреле, таким образом, удалось никого не уволить. В штате 65 человек, из них 38 актеров.
На зарплату ежемесячно требуется 1,8 млн рублей. Раньше театр зарабатывал от 20 до 60 тысяч рублей в день. Играли 60-70 спектаклей в месяц. С 7 июня Коляда вынужден отправить всех в неоплачиваемый бессрочный отпуск. Актеры отнеслись с пониманием. На днях режиссер вовсе попытался просить милостыню у прохожих.
Николай Коляда художественный руководитель «Коляда-театра» «1 июня снова зарплата. Дай бог здоровья людям, тем театральным деятелям очень известным, я не могу сейчас называть их фамилии, потому что они попросили не рассказывать про это. Народные артисты России, СССР из своих личных средств присылают мне деньги, от чего я просто немею и невероятно благодарен этим людям. Нарушаем мы или не нарушаем карантин, но это моя семья, мой частный бизнес. Раз государство на меня плюнуло, то и я позволил себе не выполнять все приказы. Мы собираемся в театре, утром и вечером у нас репетиции, соблюдаем все меры предосторожности. У нас идет проверка температуры у каждого входящего, в журнал это записывается, есть всякие санитайзеры, театр все время убирается, проветривается. За эти два месяца никто в театре не заболел».
Business FM сделала запрос в Минкульт по поводу ситуации с «Коляда-театром» и насчет поддержки частных театров в принципе. Но получить комментарий на момент публикации материала не удалось.
За рубежом, в частности в Италии, власти поддержали как государственные, так и частные культурные учреждения. Но в России проблема еще и в том, что многие трудовые взаимоотношения в театрах не оформляются официально.
Что касается помощи гостеатрам, нельзя сказать, что эти деньги помогают выплачивать зарплаты в полном объеме. Помимо оклада, есть так называемый коэффициент трудового участия — баллы за выход на сцену. Этих существенных доплат сейчас лишены и актеры, и все, кто отвечает за выпуск спектаклей.
Еще одна проблема — выпускники театральных вузов из-за ограничений не могут прийти в труппы. Принять человека, пообщавшись по Zoom, просто невозможно.
Но больше всего критики вызвала дорожная карта, разработанная Минкультом и Роспотребнадзором. По этим нормам зрителей, которые по планам должны вернуться в театры в сентябре, в зал будут пускать только в масках и рассаживать в шахматном порядке. Такую рассадку уже опробовали в некоторых европейских театрах.
Но эти рекомендации возмущают известного продюсера Леонида Робермана. Его компания «Арт-партнер», известная громкими проектами, в среднем играет 250 спектаклей в год. Роберман отмечает: Роспотребнадзор неделю назад передумал рассаживать авиапассажиров в шахматном порядке. Так чем зрительный зал отличается от салона самолета?
Леонид Роберман продюсер «Там что, зрители иначе сидят, чем пассажиры в салоне самолета? Либо они будут проводить времени меньше, чем там? А как зрители будут проходить в театре на свое место? У него, например, в центре ряда место, он пройдет мимо всех остальных или остальные должны подняться, выйти, отойти на социальную дистанцию и пропустить этого человека? А как, простите меня, в туалет люди будут ходить? В принципе, в туалет тоже можно в шахматном порядке, потому что когда ты туда хочешь, то ты конем с Е2 на Е4 перескочишь. Есть в мире такие театры, в которых люди сидят на расстоянии? В Америке. Я даже был на таких спектаклях. Только между этими креслами находится столик. На этом столике вино, бутерброды. Но в данном случае мы тогда говорим уже не о театре как о носителе духовного, как о передаче некоей эмоциональной памяти, а мы говорим об индустрии развлечений».
Также пока непонятно, как актеры будут взаимодействовать друг с другом на сцене. Тоже с соблюдением социальной дистанции и в масках? На карантине многие театры переселились в YouTube, некоторые — в Zoom. Появились даже спектакли, где зрителю — или слушателю? — актеры звонят по телефону.
Но все это, конечно, не помогает сводить концы с концами и вряд ли заменит традиционный театр, который, как отмечают некоторые театральные деятели, переживает, возможно, самое опасное время в своей истории.