Депздрав Москвы объяснил увеличение смертности в апреле этого года
Лента новостей
По сравнению с аналогичным периодом за последние три года превышение смертности составило 1753 случая. Москва применила новые рекомендации по учету смертей, связанных с COVID-19
Обновлено в 16:48
Департамент здравоохранения Москвы объяснил увеличение смертности в апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом за последние три года. Превышение составило 1753 случая.
Москва применила новые рекомендации Всемирной организации здравоохранения, что позволило усовершенствовать учет случаев, где COVID-19 явился основной причиной смерти, и тех, где он, с высокой долей вероятности, стал катализатором и привел к обострению другого основного заболевания. Все эти смерти теперь считаются связанными с COVID-19.
Пересчет числа летальных исходов среди носителей коронавируса в Москве еще раз подтверждает тезис о том, что смертность — это сложно. Коротко сформулировать суть ревизии проблематично, поэтому часть СМИ озаглавили материалы обтекаемо — «В Москве пересчитали смертность по новой методике», другие вынесли в заголовок успокоительную мысль о том, что смертность от коронавируса в столице ниже, чем в зарубежных эпицентрах инфекции.
Оценивать изменения следует с погружением в тему. Первое: число погибших, причину смерти которых изначально указали как COVID-19, пересмотрели вниз: вместо 639 их теперь 636. Вероятно, в трех случаях первоначальный вердикт был ошибочным, а по результатам вскрытия основной причиной смерти оказался другой недуг. Одновременно с этим московские медики выявили 169 погибших с отрицательным анализом, основной причиной смерти которых все же стал именно коронавирус. Итого: непосредственно от COVID-19 в апреле скончались 805 человек — на четверть больше изначальной статистики.
Есть и более сложные случаи. Еще у 756 скончавшихся в апреле москвичей был коронавирус, но основной причиной смерти стало другое заболевание. Департамент здравоохранения Москвы выделяет из них 360 человек, смерть которых была если не вызвана, то спровоцирована именно заражением COVID-19. Как говорится на сайте ведомства, коронавирус стал «катализатором» развития осложнений основного заболевания.
Можно ли включить все эти случаи в статистику по COVID-19? Нет. И Минздрав России, и Всемирная организация здравоохранения призывают разделять смерти от коронавируса и с коронавирусом. В методических рекомендациях ВОЗ приводится пример смерти пациента с коронавирусной инфекцией в результате инфаркта миокарда, и поверх заключения в документе большими красными буквами написано «NOT COVID-19 DEATH».
Для понимания нюансов определения причины смерти следует понимать, как выглядит свидетельство о смерти. Графа «Причина смерти» в документе разделена на две секции. В первой указаны непосредственные причины смерти в порядке наступления, например: «Потеря крови (в результате) разрыва аорты (в результате) автомобильной аварии» или «Острый респираторный дистресс-синдром (в результате) пневмонии (в результате) COVID-19». Вторая секция называется «Прочие важные состояния, способствовавшие смерти», и именно туда внесен COVID-19 в примере смерти от инфаркта миокарда в методичке ВОЗ.
Таким образом, учитывать в коронавирусной статистике всех COVID-положительных погибших можно только нарушая рекомендации ВОЗ. Что касается самой ревизии числа летальных исходов постфактум, в этом нет ничего необычного. Подобный пересчет проводился и в Китае, и во Франции, и в других странах. Весьма вероятно, статистика смертности за май в Москве и других городах России будет также заметно отличаться от прошлогодней, и как минимум часть разницы в итоге окажется так или иначе обусловленной ситуацией с коронавирусом.