16+
Среда, 25 декабря 2024
  • BRENT $ 73.65 / ₽ 7355
  • RTS864.25
29 мая 2020, 16:02 Компании

«Союз производителей БАД к пище» против iHerb. Что грозит популярному интернет-магазину, а также «Яндексу» и Google?

Лента новостей

Интернет-магазин биодобавок и органической продукции вместе с поисковиками обвиняют в рекламе препарата, в состав которого входит запрещенное вещество

Фото: depositphotos.com

Доступ к сайту и приложению iHerb из-за размещения запрещенной информации пытаются закрыть в России не первый раз. Еще в 2016 году Роскомнадзор по решению Николаевского районного суда Ульяновской области внес онлайн-магазин органической косметики в реестр запрещенных сайтов. Под запрет попали сведения о возможности приобрести и ввезти в Россию продукты питания производства США (орехи и ягоды). Сайт iHerb почти два месяца находился в реестре запрещенных сайтов, но в итоге был разблокирован.

В 2019 году Засвияжский районный суд Ульяновска рассмотрел два иска против американского интернет-магазина iHerb. Оба были инициированы исполнительным директором саморегулируемой организации «НП «Союз производителей биологически активных добавок к пище» Александром Жестковым. Он обратился в Генпрокуратуру, заявив, что через интернет-магазин продаются БАДы и пищевые добавки, которые не соответствуют действующему на территории России регламенту. В результате суд признал десять товарных позиций и информацию о них запрещенными и поручил Роскомнадзору ограничить доступ к страницам с их описанием.

Второй иск касался удаления фирменного приложения iHerb. Суд признал содержащуюся в нем информацию запрещенной и обязал удалить приложение iHerb из AppStore и Google Play для российских пользователей. Однако представители интернет-магазина могут обжаловать это решение.

Новое дело против iHerb, а также поисковиков «Яндекс» и Google завели в апреле 2020 года. Компании заподозрили в нарушении закона «О рекламе». Как следует из материалов дела, при вводе в поисковую строку запроса на покупку корня, продажа которого, как и его производных, запрещена в России с 2004 года, сервис выдавал рекламу iHerb.

Как ожидалось, заседание комиссии состоится 28 мая. Однако, как сообщили BFM.ru в антимонопольной службе, оно откладывается, и новая дата еще не назначена.

Позиции сторон

По мнению гендиректора iHerb в России Ильи Микина, компания втянута во все эти разбирательства с определенным умыслом. «Мы можем констатировать, что как упомянутое разбирательство в ФАС, так и предыдущие попытки добиться блокировки сайта и приложения iHerb были инициированы саморегулируемой организацией (СРО) «Союз производителей БАД к пище» либо исполнительным директором этой организации Александром Жестковым. На наш взгляд, в этих действиях можно усмотреть элементы недобросовестной конкуренции», — отметил Микин.

В свою очередь Александр Жестков сообщил BFM.ru, что обращение по поводу нарушения закона «О рекламе» подавалось от лица СРО «Союз производителей БАД к пище», поскольку «организация внимательно следит за соблюдением рекламного законодательства и попытками введения потребителей в заблуждение в рамках нашей отрасли».

Александр Жестков исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» «Я могу констатировать, что СРО «СП БАД» и данная компания (iHerb — Business FM) не могут являться конкурентами по нескольким ключевым критериям. СРО «СП БАД» является некоммерческой организацией и не занимается производством или продажей БАДов к пище или другой продукции. В состав СРО БАД входят производители или импортеры готовой продукции, при этом 70% компаний представляют иностранные бренды, а только 30% являются отечественными. Все эти компании — с четко налаженными каналами реализации — это оптовые дистрибьюторские каналы или прямые поставки в аптечные организации. В свою очередь представляемая господином Микиным компания является ретейлом. Таким образом, по этому пункту также не может быть конкуренции. Продаваемая компанией господина Микина продукция, насколько я знаю, является незарегистрированной, то есть находится в «серой» зоне. На мой взгляд, представляемая господином Микиным компания и является тем ярким примером недобросовестной конкуренции, так как на момент времени, когда судами трех инстанций их продукция была признана запрещенной, они продолжали распространять рекламу с предложением о приобретении запрещенной продукции еще на протяжении нескольких месяцев».

В Союз производителей БАД входят входят Herbalife, «Эвалар», Oriflame, Pfizer, Amway и другие компании.

На момент запроса BFM.ru iHerb отказалась комментировать детали дела, поскольку оно «находится на рассмотрении». При этом генеральный директор iHerb в России Илья Микин заверил, что на момент возбуждения дела ФАС «данный препарат не был доступен для заказа из России». Представители «Яндекса» и Google также отказались от комментариев.

В чем претензии к поисковикам?

«Яндекс» и Google в этом деле фигурируют как нарушители и в соответствии с законом «О рекламе» (ч. 7 ст. 38) является распространителем «запрещенной» рекламы. По мнению партнера коллегии адвокатов «Делькредере» Анастасии Тараданкиной, компаниям может грозить штраф или другие санкции.

Анастасия Тараданкина партнер коллегии адвокатов «Делькредере» «Перед размещением любой контекстной рекламы поисковые сервисы должны проводить модерацию и не допускать подобных публикаций. Если ФАС установит нарушение в виде незаконной рекламы растений, содержащих наркотические вещества, то нарушитель может быть привлечен к административной ответственности не просто за нарушение закона «О рекламе», а по специальной статье Кодекса об административных нарушениях — «незаконная реклама наркотических средств». В этом случае компанию-нарушителя ждет административный штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».

С юридической точки зрения, говорит Тараданкина, размещение в поисковиках текста с упоминанием вещества можно назвать рекламой самого препарата и компании. Рекламное объявление появлялось при наборе словосочетания на русском языке, то есть могло быть рассчитано на российскую аудиторию, полагает эксперт.

Как отмечает адвокат, все компании, участвующие в деле, на сей раз несут большие репутационные риски: «Если ФАС сейчас признает нарушение, для iHerb это может перечеркнуть перспективы в деле по запрету приложений, а также дать дополнительные аргументы госорганам для иных действий, в частности Роскомнадзору, например, для запрета сайта компании в России». Но исход дела будет во многом зависеть от наличия доказательств, например экспертных заключений.

БАДы: польза или самообман?

Медицинский журналист, выпускница школы лекторов фонда «Эволюция» Ольга Кашубина говорит, что «на iHerb часто жалуются как раз отечественные производители БАДов, которые на самом деле являются их конкурентами». «Приходится применять жесткие меры, а ограничения накладываются на все. То есть весь iHerb, на котором, возможно, есть и какие-то нужные биологически активные добавки для пищи, все равно оказывается под запретом, из-за чего все равно в итоге страдает потребитель», — отмечает она.

Что касается именно рынка БАДов в России, тут много законодательных лакун, которые выгодны производителям и продавцам таких препаратов, отмечает Кашубина, поэтому нередко БАД преподносят как лекарственное средство, хотя он таким не является.

Ольга Кашубина медицинский журналист, выпускница школы лекторов фонда «Эволюция» «У нас в стране БАДы, в отличие от лекарственных препаратов, зачастую имеют упрощенную систему регистрации. Производители и маркетологи пытаются закамуфлировать свой БАД, сделав его легким для продажи и регистрации, но вместе с тем подавая как лекарство. То есть они вводят в заблуждение пользователей, но при этом уклоняются от всевозможных проблем с законом. Они должны доказать только безопасность своего препарата, но при этом не доказывают его эффективность, в отличие от лекарств. Вообще ничего с помощью БАДов улучшить в себе нельзя, так официально они устроены. У них нет иных показаний к применению, кроме как какие-то диетологические дефициты. А в современном мире получается, что с их помощью мы пытаемся заниматься «биохакингом» или они подаются как некие секретные лекарства. Весь iHerb так и устроен, и как бы они ни пытались сказать, что они честные, они спекулируют на этой идее, потому что иначе не было бы такого количества лидеров мнений в Instagram, которые с помощью ссылок рекомендуют всякие схемы лечения, БАДы. Конечно, iHerb в курсе этого. Человек может себе навредить, занявшись таким самолечением».

Комментируя слова Кашубиной, Илья Микин, генеральный директор iHerb в России, заявил BFM.ru следующее: «В первую очередь iHerb является магазином, а не производителем. Во-вторых, мы как мировой лидер в продаже товаров для здоровья следуем стандартам GMP* и NFS**, и наши покупатели получают товар высочайшего мирового качества».

По мнению представителей компании, действия против магазина могут повлиять на запуск продаж товаров российских производителей. Это направление компания iHerb планировала развивать в ближайшее время.

* Надлежащая производственная практика, GMP (англ. good manufacturing practice) — правила, которые устанавливают требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения.

** Near Field Communication (NFC) — технология, дающая возможность беспроводного обмена данными между устройствами, находящимися на близком расстоянии. Метки NFC применяются в медицине для контроля подлинности лекарств. Метка добавляется на упаковку или в маркировку лекарства, и с помощью мобильного телефона можно проверить подлинность препарата, просмотреть подробную информацию о дозировках или прочитать о побочных эффектах.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию