На бирже для санкционных компаний разместят ОФЗ и облигации Банка России
Лента новостей
Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ), на базе которой создана биржа для листинга санкционных компаний, перестраивает инфраструктуру для возможности размещения этих инструментов и торгов ими. Тестирование новой системы должно закончиться в конце октября 2020 года. Зачем нужна «санкционная биржа»?
Есть несколько видов санкций. Прямые, или первичные, санкции — в отношении компаний в рамках закона о противодействии противникам США посредством санкций (того самого закона, который Трамп подписал 2 августа 2017 года).
Есть вторичные санкции — в отношении компаниий, которые работают с теми, кто попал под санкции. И есть инвесторы, которые осознают риски и понимают, что компании, попавшие под санкции, могут платить больше купон или предложить еще что-то выгодное для инвесторов.
И есть такое понятие, как номинальное держание, потому что не обязательно раскрывать владельцев до конца — тех, кто купил ценные бумаги: акции или облигации. Это все можно скрыть за депозитарием, за расчетной палатой этой биржи, за номинальным держанием, говорит генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев.
Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» «Создание такой биржи — инструмент, позволяющий инвестировать в ценные бумаги компаний, которые попали под санкции или могут попасть под вторичные санкции, и при этом не очень рисковать. Мы знаем таких миллиардеров, как Билл Гейтс, Джефф Безос и так далее. Но мы не знаем на самом деле, кто же богаче всех. Потому что богатые люди Америки не держат деньги и свои активы в депозитариях и банках. Они напрямую имеют возможность держать в DTCC — депозитарной трастовой клиринговой компании, которая также не раскрывает никому никого, кроме, может быть, Минфина США. Если мы создаем аналог такой компании, которая на себя берет функции номинального держания, это серьезная возможность снять часть санкционных рисков с инвесторов и эмитентов».
Площадка готовится к началу размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) и облигаций Банка России (ОБР), сообщает «Интерфакс». Облигации банка России — бескупонные трехмесячные бумаги, которые сейчас выгодны банкам. Дело в том, что происходит кредитный делевередж, банки не кредитуют экономику, потому что видят риски, у них накапливаются деньги, которые они либо размещают на счетах в Центральном банке, либо покупают бескупонные облигации банка России.
Санкционные бумаги могут быть сейчас интересны и по другим причинам. Доходность бумаг падает уже практически два месяца и находится на исторически низких значениях, сейчас есть возможность купить инструменты, достаточно надежные и при этом с хорошей доходностью. Просто надо правильно «продать» идею санкционной биржи, считает независимый аналитик Дмитрий Степанов.
Дмитрий Степанов независимый аналитик «Санкционные компании, безусловно, поддерживаются напрямую. Но дело в том, что необходимо обеспечить хороший доступ инвесторов по таким компаниям. Если компания находится под санкциями, это абсолютно не значит, что у нее есть какие-то проблемы, скорее наоборот: она получает поддержку, и ее работа становится более прогнозируемой, она получает доступ к различным способам фондирования. Полагаю, что создание такого дополнительного листинга позволит, во-первых, аккумулировать, то есть видеть их все вместе. Это, безусловно, удобно. А во-вторых, обеспечить более простой и более дешевый доступ таким инструментам. Например, обнулив различные тарифы на сделки. В любом случае выделение бумаг такого класса позволит к этому классу применить либо особые способы расчета, либо какие-то другие возможности».
В конце 2019 года на бирже были размещены облигации находящегося под санкциями крымского РНКБ (находится в SDN List), а в апреле 2020 года выпущенные к торгам облигации «Комкора» — основного операционного актива телекоммуникационного холдинга «Акадо» группы «Ренова» (в отношении «Реновы» и ее владельца Виктора Вексельберга также введены санкции). Ранее замминистра финансов России Алексей Моисеев заявлял, что Санкт-Петербургская валютная биржа станет биржей для листинга санкционных компаний, а основными акционерами биржи будут РНКБ и Промсвязьбанк: банки находятся в процессе выкупа долей у текущих акционеров биржи.