COVID-19 бьет не только по легким: новые данные Минздрава о течении болезни и ее лечении
Лента новостей
Министерство выпустило шестую версию «Временных методических рекомендаций», и тем не менее к консенсусу по методам терапии коронавируса научное сообщество пока не пришло
Легкие, почки, кишечник, сердце и даже мозг — Минздрав назвал органы, которые поражает коронавирус, и выпустил новые рекомендации по его лечению. В шестой версии «Временные методические рекомендации» Минздрава по коронавирусу выросли почти в полтора раза — со 100 с чем-то страниц до 165. В документе содержатся нормы профилактики, диагностики и лечения заболевания, а также новейшие данные о самом вирусе.
В частности, Минздрав описывает механизм заражения клеток — коронавирус проникает в них через так называемые рецепторы ACE2, которые представлены в тканях легких, почек, пищевода, мочевого пузыря, кишечника, кровеносной и нервной системы.
И хотя главным очагом поражения становятся легкие, вирус может приводить даже к отеку мозга. Поэтому и причины смерти у пациентов с коронавирусом бывают очень разнообразными: сердечная недостаточность, почечная недостаточность, септический шок, тромбоз и так далее.
Наиболее частым осложнением Минздрав называет острый респираторный дистресс-синдром, грубо говоря, тяжелую пневмонию, но с этим согласны не все. Ситуацию комментирует доктор медицинских наук, сооснователь сервиса MedCram Роджер Швелт.
Ограниченная эффективность искусственной вентиляции легких подтверждена и на официальном уровне. Как пишет NBC, власти Нью-Йорка отчитались о 80-процентной смертности среди пациентов с коронавирусом, которым потребовалось подключение к ИВЛ.
Поэтому, по мнению руководителя новосибирского Центра профилактики тромбозов Андрея Громова, терапия коронавируса должна быть превентивной и включать антикоагулянты. «Если мы сумеем остановить процесс тромбообразования, проблема будет решена — вирус потеряет свою смертоносность», — заявил медик изданию «Сибкрай». Возражает вирусолог, член президиума РАЕН и Нью-Йоркской академии наук Виктор Зуев.
Виктор Зуев член президиума РАЕН и Нью-Йоркской академии наук«Собственно, процесс, конечно, разыгрывается сначала в верхних дыхательных путях, а потом и в нижних отделах, то есть в легких, в альвеолах. Там формируется фибринозная пленка. К кровеносной системе нет доступа поэтому. Поэтому есть у вас аппарат ИВЛ, нет у вас аппарата, понимаете, это затрудняет дыхание у человека. До этого все говорили: «Вы знаете, применяют аппарат ИВЛ, а он не помогает. Почему? А в чем дело?» Потому что там образуется тромбы. Да, правильно. Но гепарин не всегда может помочь. А почему? А мы теперь с вами знаем: потому что нет тромба, а вот образовалась фибринозная пленка».
Тем не менее, несмотря на уверенность каждого из ученых в своей правоте, консенсуса по методам терапии коронавируса у научного сообщества пока нет. Об этом прямо говорится и в рекомендациях Минздрава России: в документе содержится список «возможных к назначению» препаратов, но министерство особо указывает, что объективные доказательства их эффективности пока отсутствуют.