«Мы все подготовили к Олимпиаде 80-го года»
Лента новостей
31 января исполнилось 20 лет присутствия сети «Макдональдс» в России. В интервью BFM.ru основатель первых российских «ресторанов быстрого питания» Джордж Кохон рассказал, как все начиналось
Основатель «Макдональдс» в России Джордж Кохон (George A. Cohon) достает из кармана фирменной куртки с нашивкой «Джорд Кохон» пропуск №1 сотрудника № 1, выданный еще в 1976 году, и смеется: кажется, он сам уже с трудом узнает человека на фотографии, хотя точно знает, что это он сам.
— Перед кризисом 1998 года московские молодые люди считали зазорным привести девушку в «Макдональдс», а сразу после кризиса такое место для свидания стало вполне достойным. Повторяется ли история и как нынешний кризис отразился на бизнесе «Макдональдс» в мире и в России с точки зрения посещаемости, экономических показателей?
— Я считаю, что никогда не было зазорным вести свою подругу в «Макдональдс», с самого первого дня нашего открытия. К нам приводят праздновать дни рождения своих внучат бабушки и дедушки, за нашими столиками встречаются коллеги. Но в трудные времена люди действительно приходят к нам чаще. Потому что наша продукция по цене гораздо доступнее, чем в других ресторанах. У нас самих нет иммунитета от экономического спада, но мы стараемся держать удар.
— Я читала, что приход «Макдональдс» в Россию готовился чуть ли не с 1976 года. Так, якобы во время Олимпиады в Монреале вы встречались с русской делегацией и пригласили их в «Макдональдс», а там спросили, хотели бы они, чтобы в Советском Союзе появилась сеть.
— Я и правда встречался с советской делегацией. Только мой вопрос к ним был другим: как вы считаете, спросил я, в вашей стране пойдет «Макдональдс»? Они сказали: «Прекрасно пойдет», — и пригласили меня в Советский Союз. Ну вот с этого и началась наша одиссея.
— Почему сеть так и не открылась к московской Олимпиаде, как это задумывалось?
— В принципе, мы все подготовили именно к Олимпиаде 80-го года, и нам показалось, что у нас уже была договоренность, все на мази. Я приехал в Москву, представляете, и просидел в гостинице «Метрополь» семнадцать дней в ожидании окончательного ответа. Люди из московского правительства мне звонили и говорили: «Перезвоним завтра в 10 утра». На следующий день мне звонили в 10 утра и обещали перезвонить в два часа, а потом на следующий день. И так каждый раз.
Я просидел в Москве две с половиной недели, потому что считал, что мы обо все уже договорились, но потом мне сказали, что никаких договоренностей у нас нет. Какое-то время спустя Александр Яковлев написал в своих мемуарах о той ситуации. Оказывается, в Политбюро был целый спор по этому поводу — пускать «Макдональдс» в Россию или нет. И рассуждения были примерно такие: если мы их пустим, значит, получится, что сами не можем накормить свой народ, а если мы их не пустим, значит, покажем, что боимся.
Конечно, то, что мы не открылись, было что-то вроде шага назад для нас.
— Когда вы открывали российскую сеть, были ли проблемы идеологического свойства? И вообще были ли какие-то сложности?
— Нет, ни идеологически трений, ни проблем в 1990 году уже не возникало, потому что нашим партнером был Моссовет, проще говоря, московские власти. Мы создали совместное предприятие, в котором 51% принадлежал городским властям, а нам 49%. Я наши действия тогда называл «дипломатией гамбургера». Нас начали узнавать, хотя в ночь перед открытием я боялся, что никто не придет. Потом я встречался с людьми, которые приходили в наш ресторан, знакомился с целыми семьями — в общем, это точно такие же люди, как и у нас.
— А как вы вели бухгалтерию, ведь в Советском Союзе была другая система отчетности?
— Мы никогда не содержали две бухгалтерии, отчитывались по советской системе, но у нас был совет директоров и целый штат бухгалтеров, которые находили способы отчитываться перед головной компанией. Причем действительно было, за что отчитываться. Мы десятки миллионов долларов вложили до того, как открыли самый первый ресторан. Мы же сначала запустили «Маккомплекс» — перерабатывающий центр, который обошелся в десятки миллионов долларов.
Я говорил тогда руководству: давайте подождем, мы откроем первый ресторан, потом увидите, какие результаты будут. Открыли вот этот ресторан на Пушкинской площади, в котором мы сейчас сидим, и он стал самым занятым рестораном. И, слава богу, что так получилось. Иначе бы, конечно, отчитываться было бы тяжело перед руководством.
— Почему в американском «Макдональдс» каждый убирает сам, а в России вы содержите целый штат уборщиков; это увеличивает себестоимость продукта?
— Почему же? Я, например, видел, что посетители тут тоже сами убирают подносы. Большой разницы нет, у нас и в других странах есть уборщики. В целом в российских ресторанах обслуживающего персонала не больше, чем в других странах. Мы укомплектовываем кадры только в зависимости от объема продаж.
— В 2005 году, в одном из интервью, вы говорили, что компания рассматривает возможность работы в России по франшизе. Почему компания так и не решились на работу по этой схеме?
— Наверное, этот вопрос больше в компетенции Хамзата Хасбулатова (президент «Макдональдс» в России и Восточной Европе. — BFM.ru), но такая возможность у нас еще в планах. В России мы работаем с людьми по 10-20 лет, сложилась хорошая компания топ-менеджеров, и поскольку и так все хорошо, то мы не ощущаем потребности в поиске франчайзи. Наверное, пока еще не настало время.
— А какова доля работающих по франшизе сетей в мире?
— 70%.
— Чем была вызвана продажа в 2006 году офисного здания в Газетном переулке, рядом с Центральным телеграфом? Это оказался «непрофильный» актив?
— Действительно, для нас это был непрофильный актив, а кроме того, нашелся покупатель, который предложил хорошую цену. И это было хорошее время, чтобы продавать. Но кто приобрел здание и за сколько — я сказать не могу.
— Недавно в Москве открылся первый ресторан Burger King. Является ли это своего рода вызовом для российского подразделения «Макдональдс»? Считаете ли вы Burger King своим конкурентом на рынке США?
— Конкуренция — это хорошее дело. Потому что конкуренция выявляет в компаниях самое лучшее, что у них есть. Если какой-то конкурент появляется на том же рынке, мы его не боимся, мы будем продолжать делать то, что у нас получается лучше всего. Только потребитель решает — куда идти.
Во всем мире «Макдональдс» остается на первом месте. Я не хочу показаться самоуверенным, я не хотел бы, чтобы думали, что я на своих лаврах почиваю, мы будем и далее продолжать работать в том же темпе, что и раньше, а значит, и далее будем занимать лидирующие позиции.
При этом мы настолько упорно работаем в компании над улучшением показателей, стараемся открывать новые рестораны, следим, чтобы качество еды было постоянным везде, что у нас просто нет времени, чтобы постоянно оглядываться по сторонам и смотреть, как там у кого-то.
— А на индекс «Биг-Мака» посматриваете?
— Мы ничего общего не имеем с этим индексом, его придумали экономисты, но он нам нравится и не вредит делу. Название забавное.
— Собираетесь ли вы открывать в России «зеленые» «Макдональдс»? Кроме перекраски сети, что входит в масштабный план обновления?
— Мы осознаем важность защиты окружающей среды и постоянно проводим комплексные мероприятия по экономии энергии, ограничению выбросов, остатков нашего производства. Причем у нас есть целый штат закупщиков, которые постоянно памятуют об этом при осуществлении своей деятельности. Но будет ли «зеленый» «Макдональдс» в России, я, честно говоря, не знаю.
— Сейчас в прессе часто говорят о том, что сеть «Макдональдс» пытается уйти от образа сети быстрого питания. Это так?
— Мы хотим, чтобы у потребителя был выбор. Если мне хочется сейчас чизбургер, я его заказываю. Если я хочу салат, то в меню есть салат. Задача, которая перед нами стоит — дать наибольший выбор. Но я считаю, что пища, которую мы предлагаем, — здоровая.
Сейчас в РФ работает 245 ресторанов «Макдональдс». Семь ресторанов «Макдональдс» в России входят в двадцатку ресторанов мира с самым большим количеством заказов. В планы компании входит открытие 40-45 ресторанов ежегодно в период с 2010-го по 2012 годы в России — это часть общей стратегии по инвестированию 1,2 миллиарда долларов в развитие «Макдональдс» в Европе, где компания сегодня насчитывает свыше 6,6 тысячи заведений и планирует открыть около 250 ресторанов в 2010 году.