Онлайн-митинги: что это было и куда может привести?
Лента новостей
В Кремле заявили, что внимательно следят за тем, на что жалуются россияне — и те, которые выходят на площади, и те, кто митингуют на «Яндекс.Картах». Политологи, опрошенные Business FM, разошлись во мнении об эффективности такого формата
В день, когда во Владикавказе люди вышли на улицу с требованием отставки местных властей и жалобами на отсутствие помощи государства в кризис, жители ряда других регионов провели протестные акции виртуально. Они собирались на центральных площадях и у зданий администраций, но не по-настоящему, а в «Разговорчиках» на «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе», и тоже требовали: денег, помощи, введения режима ЧС и отмены карантина, который, к слову, никто официально и не вводил.
По подсчетам «Коммерсанта», за час в Москве в пределах Садового кольца собралось около 5 тысяч онлайн-митингующих. В Кремле акции заметили, но не сочли уместным называть это какой-то кампанией и вообще преувеличивать их значимость. Но к людям, в том числе пишущим комментарии, власть прислушивается, заявил Дмитрий Песков.
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Конечно, мы с большим вниманием относимся к сообщениям, где люди говорят о сложностях, которые они переживают, и о причинах этих сложностей. По мере возможностей это учитывается при составлении дальнейших планов по поддержке отдельных категорий граждан и участников экономической жизни».
Для власти любое проявление недовольства — это предмет повышенного внимания, потому как даже виртуальный протест — это все равно шаг в сторону реальных действий, например на избирательном участке, говорит политолог Аббас Галлямов.
Аббас Галлямов политтехнолог «Шаг, с помощью которого протест ставится в повестку и происходит мобилизация протестного избирателя, расширение его рядов. После этого эти люди идут и голосуют ведь. Даже если они не будут протестовать на улицах, они будут протестно голосовать, они будут видеть, что их много, что общество недовольно. Факт того, что общество недовольно, будет материализовываться с помощью этих протестов. Власть к любой форме протеста относится очень серьезно, она прекрасно понимает, чем это чревато».
Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов не согласен. По его словам, онлайн-протест власти совсем не страшен, а возможно, даже полезен.
Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Абсолютно очевидно, что он никак не нервирует власть, потому что этот формат абсолютно управляемый. «Яндекс» под контролем государства, особенно в последнее время, после реформы «золотой акции» Сбербанка. Соответственно, это возможность, более того, я не исключаю, что это искусственно созданная возможность для канализации протеста, для выхлопа пара в какой-то степени, потому что никакой реальной активности за этим дальше не будет стоять. Это все равно что доска объявлений или какой-то чат в социальной сети».
Если посмотреть на русскоязычный сегмент Facebook, так там акция протеста длится уже лет десять — и ничего. Что касается новых виртуальных протестов в «Яндексе», комментарии недовольных были зачищены быстрее, чем московские площади прошлым летом. В «Яндексе» заявили, что «Разговорчики» в навигаторе и картах сервиса созданы для обсуждения проблем на дорогах, а не для высказывания политических требований, и пообещали и далее модерировать подобный контент. Так что если за безопасность на согласованных акциях и разгон несанкционированных в столице отвечает «второй оперполк ГУВД Москвы», то с функциями своеобразного «второго киберполка» «Яндекс» справляется сам.
При этом участников виртуальных митингов онлайн, конечно, никто не задержит, и в кого-то этот факт может даже вселять ощущение вседозволенности, но на самом деле со словами там нужно быть еще аккуратнее, чем на митингах уличных. Крикнул что-то на площади — полицейский в оцеплении может и не услышать, а потом еще нужно доказывать, что кричал конкретно этот человек. А законы об экстремизме и оскорблении власти в Сети принимались не просто так. Интернет при этом все помнит, и цифровой след приведет к кричавшему что-то нехорошее гораздо быстрее, чем след реальный.
Призывавшего к несанкционированному митингу во Владикавказе оперного певца Вадима Чельдиева суд арестовал на два месяца. Его обвиняют в применении насилия в отношении представителя власти и распространении заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Чельдиев — персона весьма неоднозначная, говорит житель Владикавказа Сослан Бероев.
«Дело даже не столько в призывах, хотя в них тоже: то он призывает людей, то не призывает, то снова призывает, то есть путается в своих собственных заявлениях. Это было и сейчас, и раньше, когда он на митинг против «Электроцинка» людей то призывал, то не призывал, то он прямо во время митинга куда-то исчез, потом снова появился. То есть такой сумбурный персонаж».
В социальных сетях Чельдиев уверял, что пандемии коронавируса не существует, а власти республики «специально нагнетают обстановку, чтобы ограбить народ». По словам осетинского предпринимателя по имени Рустам, в республике действительно многих можно отнести к «коронаскептикам», но на митинг люди вышли скорее из-за реальной нехватки денег.
«Я на митинге тоже был, тому же самому Битарову мне просто хотелось задать вопрос, почему собираться людям и высказывать свое недовольство сложившейся ситуацией в республике и стране запрещено, а когда в том же самом «Леруа Мерлен» 500 человек собирается — это почему-то можно. Если это пандемия, как они ее называют, я не отрицаю болезнь, она есть, но это же не значит, что всю страну надо закрывать и людям не давать жить. Другой момент, что в нашей республике, к сожалению, особого производства нет, у нас все, по сути, либо таксисты, либо купи-продай, самозанятые, малый бизнес, крупный бизнес — им всем просто перекрыли кислород. У нас в республике если человек заработал 500 рублей сегодня, он сегодня на эти 500 рублей живет и питается, и завтра ему надо еще заработать 500 рублей, чтобы дальше жить».
Суд также назначил административные аресты на срок от трех до 15 суток 14 участникам несанкционированного митинга во Владикавказе.