СК будет следить за пранкерами, срывающими онлайн-уроки
Лента новостей
Ведомство пригрозило «уголовно-правовыми последствиями» за попытки сорвать дистанционные уроки в школах — в последнее время в Сети появилось много видео с такими «розыгрышами»
Школьное онлайн-обучение тяжело дается и школьникам, и родителям, и педагогам. Осваивать видеоконференции в Zoom мешают еще и пранкеры, ради забавы срывающие виртуальные уроки.
Причем это редко хакерская атака. Обычно нарушитель получает прямую ссылку на трансляцию урока либо на школьном сайте, либо в группе соцсети, либо просто от приятеля из параллельного класса. Дальше он заходит в конференцию под ником одного из учеников и начинает пробовать варианты, как сорвать занятия — от глупых звуковых эффектов, забивающих голос учителя, до оскорбительной графики, нецензурных сообщений или даже порно.
Как правило, педагог в растерянности или панике, пытается осмыслить происходящее и отреагировать. Это и есть для пранкера звездный час, достигнута цель его вмешательства. Вот фрагмент урока, который был сорван из-за внезапной трансляции непристойного видеоконтента. Автор несмешной шутки выложил ее в YouTube.
— Наталья Алексеевна, у меня камера не работает.
— «У меня» — это у кого?
— Александр Маликов.
— Он самозванец! Маликов — это я. Это какой то левый тип.
— Тут и Касумовых два.
— Кстати, да, где у нас настоящий Касумов? Итак, дети, глазки все закрыли. Что мне делать? Подсказывайте. Дети, простите меня, но я тут не виновата.
— Ребят, не срывайте урок, пожалуйста. Выйдите.
— Я не знаю, что мне сейчас сделать, куда тут, подсказывайте. Я в шоке, мне уже дурно. У вас такое первый раз недоразумение или уже было?
— Было.
— Вчера была с 9 «Г» такая ерунда, вчера как-то быстро удалила, но вот сегодня не совсем быстро получилось.
Формально за срыв урока статьи закона нет. Но если посмотреть видеоролики, в огромном количестве выложенные в интернете подростками-пранкерами, в большинстве фигурируют нецензурные элементы.
Следственный комитет России заявил, что действия таких «горе-авторов» препятствуют учебному процессу и свидетельствуют об отсутствии родительского контроля и воспитания детей. Но еще большее недоумение у следственных органов вызывают подобные действия со стороны взрослых пользователей интернета. Ведомство совместно с Минпросвещения будет отслеживать подобные материалы, устанавливать всех причастных к распространению лиц и давать правовую оценку, вплоть до уголовной.
Статью для пранкера подберут. В принципе, статей, которые подойдут под тот или иной случай, множество. Да хотя бы просто неправомерный доступ к компьютерной информации, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал», адвокат Роман Скляр.
Роман Скляр управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал», адвокат «Указанные действия могут быть квалифицированы по различным статьям Уголовного кодекса, в зависимости от наступивших последствий. Начиная от преступлений против личности — это может быть и доведение до самоубийства, и истязание, клевета. Могут быть преступления против несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Неправомерный доступ к компьютерной информации. Выбор статьи будет зависеть исключительно от тех последствий, которые наступили в результате вмешательства».
Конечно, пранкер не показывает свое лицо участникам конференции. Может заходить с анонимного адреса. Но при нынешних технологиях и желании правоохранителей, поимка горе-юмориста лишь дело времени, отмечает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв.
Роман Ромачёв генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Задача пранкера — это показать смешную ситуацию и опубликовать ее в открытом доступе, то есть на каких-то известных площадках, например, на YouTube. А если мы говорим о площадках типа YouTube, Instagram и прочего, то мы понимаем, что они все зарегистрированы на определенных людей. Да, они могут быть подставными, могут быть фейками, тем не менее, у нас есть определенные концы этого человека. Аккаунт содержит IP-адреса, через которые заходил человек, теоретически, их вычислить можно. Да, это задача достаточно сложная, но, тем не менее, даже методами интернет-разведки можно установить, кому они принадлежат. Наши правоохранительные органы не очень любят заниматься подобного рода расследованиями».
Именно из-за инертности правоохранительных органов многие преступления в виртуальном пространстве, в том числе связанные с хищением средств, остаются безнаказанными. Что уж тут говорить о подростках с ущербным чувством юмора, которые пытаются позлить учителя и заодно собрать лайки в интернете.
Потому советы от специалистов учителям стандартны: видеоконференции защищать паролем, проводить идентификацию пользователей, не публиковать в открытых источниках ссылки на трансляции. И просить школьников не разглашать пароли и ссылки. Ведь злоумышленник может не только урок сорвать, но и выудить из компьютера или планшета конфиденциальную информацию.