«Ситуация крайне шаткая». За что задержали адвоката Александра Вершинина
Лента новостей
СК по Москве вменяет известному защитнику попытку мошенничества на сумму 300 тысяч долларов. По версии следствия, он обещал помочь с непривлечением к уголовной ответственности «авторитета» Василия Христофорова. Адвокат написал явку с повинной, частично признав вину
Обновлено в 17:09
Столичное управление Следственного комитета предъявило обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере известному столичному адвокату Александру Вершинину. По версии следствия, за 300 тысяч долларов он якобы обещал решить вопрос с непривлечением криминального авторитета к уголовной ответственности по статье о занятии высшего положения в преступной иерархии. Адвокат частично признал вину и написал явку с повинной. Пресненский суд столицы 17 апреля избрал защитнику меру пресечения в виде домашнего ареста сроком на два месяца.
Александр Вершинин был задержан вечером 16 апреля после встречи на Мичуринском проспекте в рамках уголовного дела, которое ГСУ СК РФ по Москве расследует по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ — «покушение на мошенничество в особо крупном размере». Следственные действия с ним продолжались до шести часов утра, когда защитнику предъявили официальное обвинение, после чего он дал развернутые показания.
Защитник широко известен благодаря участию в громких делах. Так, на первоначальном этапе расследования Александр Вершинин защищал главу группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, криминального авторитета Олега Медведева (ранее носил фамилию Шишканов), известного как Шишкан или Олег Раменский. Также его клиентом был осужденный на 13 лет за взятки высокопоставленный сотрудник СКР Михаил Максименко, вор в законе Владимир Тюрин по прозвищу Тюрик. В последний год Вершинин участвовал в громком деле бывшего министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова.
По версии, которую приводят телеграм-канал Baza и агентство «Росбалт», Вершинин пытался «решить» вопрос с возможным уголовным преследованием криминального авторитета Василия Христофорова (Вася Воскрес), которого СМИ называют приближенным вора в законе Аслана Усояна по прозвищу Дед Хасан (убит в 2013 году). Христофоров, который уехал из России, узнал, что ему грозит возбуждение дела по статье 210.1 УК РФ — «занятие высшего положения в иерархии», которую только пытаются применять к ворам в законе правоохранители. Она предполагает наказание на срок от восьми до 15 лет заключения. Он не хотел попасть в международный розыск.
«Росбалт» пишет, что показания на Христофорова как на лидера воровской среды якобы был готов дать «авторитет» Егор Есин, приближенный клиента Вершинина Олега Медведева (Шишканова). Есина задержали на Украине, и сейчас решается вопрос о его экстрадиции.
По сведениям источников Baza, Вершинин взялся помочь Христофорову с невозбуждением дела, сообщив представителям Воскреса, что 300 тысяч долларов нужно передать «компетентным людям». Однако следствие полагает что он не имел реальной возможности повлиять на ход расследования и собирался присвоить деньги.
В то же время, по данным газеты «Коммерсантъ», привлечение защитника к уголовной ответственности может быть связано с другим криминальным авторитетом Юрием Пичугиным, интересы которого Вершинин представлял.
В настоящее время дело Пичугина и его 17 предполагаемых подельников слушается в Верховном суде Республики Коми. Его обвиняют в убийствах, мошенничестве, вымогательстве, похищении человека и других преступлениях. Также Пичугину вменяется организация преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии (ч. 4 ст. 210 УК РФ). Эта статья созвучна со статьей 210.1 УК РФ, но предполагает гораздо более серьезные последствия — от 15 до 20 лет заключения.
Защищающий Александра Вершинина адвокат Алексей Кирсанов заявил Business FM, что не может пока комментировать фактические обстоятельства дела, однако согласился ответить на несколько вопросов радиостанции.
— Согласно первоначальной версии, которую изложили мои коллеги, в деле речь якобы идет о сумме в 300 тысяч долларов за решение вопроса с уголовным преследованием криминального авторитета Васи Воскреса…
— Это не совсем корректная формулировка, но общая фабула дела такова.
Впрочем, Кирсанов признал, что хоть «непосредственно к этому делу Пичугин не имеет отношения, но эти истории тесно переплетены». При этом отношение к делу Егора Есина защитник отверг.
«Это [дело] касается одного из бывших клиентов [Вершинина], с которым он поддерживал отношения. Это не относилось напрямую к его адвокатской деятельности», — сказал Кирсанов. Он отметил, что встреча, в ходе которой его коллегу задержали, проходила под контролем оперативников ФСБ, которые осуществляли разработку.
При этом Кирсанов вначале не стал раскрывать позицию клиента до избрания ему меры пресечения, но позже сообщил Business FM, что Вершинин написал явку с повинной и частично признал вину, а именно в том, что он получил деньги.
По словам Кирсанова, его клиент дал следствию «полные и развернутые показания». «Мы работали всю ночь. Александр Владимирович против проведения следственных действий в ночное время не возражал, говорил: «Наоборот, хочу дать показания и объяснить все то, что есть на самом деле», — сказал он.
Кирсанов добавил, что в этом деле «правда посередине». «Он признает некие фактические события, те факты, которые имели место, да, он их признает, он их объясняет. Он их абсолютно здраво рассказывает. Более того, они подтверждаются и объективными средствами, и очной ставкой, которая была сегодня, и показаниями одного из свидетелей, который также был ночью допрошен, — сказал он. — Ситуация крайне шаткая. Она, с одной стороны, очень простая на первый взгляд, с другой стороны — очень сложная».
Кирсанов отметил, что после ночного допроса его коллега чувствует себя не очень хорошо: у него ряд серьезных заболеваний, в том числе сахарный диабет, однако он «держится».
17 апреля во второй половине дня Пресненский суд столицы избрал Александру Вершинину меру пресечения. Заседание прошло без прессы в связи с карантином. С самого начала не исключалось, что с учетом явки с повинной, состояния здоровья и заслуг юриста следствие попросит избрать Александру Вершинину домашний арест или вообще запрет определенных действий, который не предполагает ношение электронного браслета.
Такой сценарий был вероятен вот почему. По словам коллег Вершинина, до прихода в адвокатуру тот служил в ФСБ. «Новая газета» в свое время называла Вершинина «близким товарищем» генерала ФСБ Олега Феоктистова. Последний участвовал в реализации целого ряда уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников и силовиков: генерала ФСКН Александра Бульбова, генерала МВД Виктора Сюсюры, генерала МВД Дениса Сугробова, экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Также Феоктистов «приложил руку» к «колбасной операции», найдя 2 млн долларов для взятки, адресованной экс-главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву. Поэтому о Вершинине говорили как о человеке, хорошо знавшем работу спецслужбы изнутри.
Позже пресс-секретарь Пресненского суда столицы Лела Кокая сообщила Business FM, что следствие действительно попросило для Вершинина домашний арест. Причем все участники процесса, включая прорурора, проявили завидное единодушие, поддержав ходатайство ГСУ СК РФ по Москве. Заседание прошло стремительно и уложилось в общей сложности в один час. Судья Сергей Артемов отправил Вершинина под домашний арест до 16 июня. Он будет находиться в своем частном доме в Одинцовском районе Подмосковья.
Покидая суд, Алексей Кирсанов на этот раз привел несколько иную версию событий, чем ранее. Он заявил, что случившееся с коллегой касалось «частных взаимоотношений с его знакомыми» и никак не связано с профессиональной деятельностью. «Это не было связано с его адвокатской практикой, с отношениями с доверителем (адвокат не уточнил, с каким именно. — Business FM). Это были его частные взаимоотношения. Деньги он действительно брал для дальнейшей передачи иному лицу, но это ни в коем случае не было связано с каким бы то ни было корыстным умыслом Вершинина», — утверждает Кирсанов. По его версии, деньги предназначались не силовикам, а «знакомому» адвоката.
При этом Кирсанов теперь не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о том, что дело Вершинина связано с Василием Христофоровым. «Мы находимся в самом начале предварительного расследования, поэтому я на сегодняшний день, видя материалы дела, не могу этот факт ни подтвердить, ни опровергнуть», — сказал он. Защитник не собирается обжаловать решение суда о домашнем аресте коллеги.