Встретятся ли чиновники со здравым смыслом? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Премьер Мишустин приостановил действие постановления, ограничивающего продажу масок и других медизделий, и произошло это очень быстро для российской бюрократии
Премьер-министр Михаил Мишустин приостановил действие правительственного постановления от 3 апреля, которое на 90 дней ограничило продажу оптом и в розницу медицинских масок, респираторов, перчаток и защитной одежды, разрешив эту торговлю только «Росхимзащите», входящей в корпорацию «Ростех». Предыдущее постановление также ограничивало предельную наценку в розничной продаже таких изделий десятью копейками за единицу. Как оценить действие кабинета министров?
Здравый смысл все же пробивает себе дорогу. Сказывается кризисная ситуация с коронавирусом. Притом пробивает не самым длинным путем, поскольку для российской бюрократии двухнедельный срок для осознания совершенной ошибки — это нечто сродни скоростному рекорду.
Ведь после принятия постановления 3 апреля все российские производители, а также импортеры дружно крутили пальцем у виска, выражая тем самым мнение об авторах этого документа. Поскольку в таких условиях никакого резона ни разворачивать собственное производство масок, ни заморачиваться с их ввозом хоть бы из того же Китая никакого не было.
При этом серый рынок благодаря недобитому регуляторами интернету продолжал существовать. И именно там проникшиеся наконец серьезностью момента обыватели или работодатели, которые хотели защитить своих сотрудников, особенно тех, кому предстояло выходить на работу, медицинские маски и приобретали. Как правило, мелким оптом и по рыночной цене, которая, по свидетельству участников рынка, за эти две недели вверх отнюдь не скакнула.
В аптеках же масок как не было, так и нет. Зато, опять же по наблюдению участников рынка, появилось такое явление, как ловля на живца, она же — подстава, она же — «активка». Появились объявления о продаже оптовых партий масок по ценам ниже рыночных, в чем некоторые ушлые торговцы стали подозревать силовиков, которые при помощи одной и той же «виртуальной партии» стали якобы ловить незаконных покупателей и перекупщиков. Примерно как это было во времена, когда силовики ловили на почте несчастных мамаш при получении посылки с незарегистрированным в России медицинским наркосодержащим препаратом. Количество масок в природе, то есть в аптеках, от таких манипуляций никак не возрастало.
При этом о дефиците масок было известно еще в марте, когда силами Минпромторга, а в основном малых предприятий, удалось увеличить их производство с 600 тысяч штук в сутки до 2 млн, притом что сам Минпромторг оценивал потребность в масках в 1,2 млн штук в день, что было заведомо неадекватной, заниженной оценкой, как теперь выясняется.
Их надо теперь минимум 6 млн, а если использовать по регламенту, меняя не реже раза в два часа — тем же полицейским, дежурящим сейчас на дорогах — то в разы больше. Аналогичная картина с защитными костюмами, перчатками и прочими медизделиями.
По этой части мы оказались примерно в том же состоянии, как Красная армия в июле 1941 года. Теперь ситуация начнет выправляться, но будет это происходить на фоне уже продолжающего по экспоненте росте числа заболевших. И когда спрос будет удовлетворен, сказать трудно.
Пока кабинет министров будет наблюдать за тем, как пойдет дело по этой части, можно подсказать ему еще одно направление, где также можно пойти навстречу здравому смыслу. Речь об аппаратах искусственной вентиляции легких и прочей требуемой для борьбы с новой заразой медицинской технике.
Правительство разрешило сначала регистрировать ввозимое оборудование в ускоренном порядке. Потом в реальности оказалось, что это сделать все равно нельзя ни в ускоренном, ни в каком другом порядке, поскольку много чего не работает, начиная от нотариусов и кончая испытательными лабораториями, тем более что проводить такие испытания было дозволено только одной из них, аффилированной с Роздравнадзором.
Вняв реальности, чиновники — и тут они молодцы — пошли на то, чтобы разрешить использовать ввезенное импортное оборудование с сертификатами ЕС и США. Но! Только до 31 декабря текущего года. А потом, видимо, данное оборудование надо либо отправить обратно, либо порубить топором.
При этом, и вот это уже самое смешное, медицинские учреждения все равно не могут принять на свой баланс, тем более временно, тем более за счет бюджета, на несколько месяцев данное оборудование, поскольку с них обязанность использовать только имеющее российскую регистрацию оборудование никто не снимал, а за нарушение полагается уголовка.
Внимание, вопрос: кто на таких условиях будет ввозить дорогостоящие аппараты ИВЛ? Товарищи чиновники! Именно товарищи, поскольку в этом деле сильно пахнет тем, что называется в просторечии «совок», давайте сделаем еще один шаг навстречу здравому смыслу. Осталось ведь уже совсем немного. Мы верим, что вы сможете.