Маски на складах есть, но продавать их то ли можно, то ли нельзя
Лента новостей
«Минпромторг просит отшивать из этого материала маски и реализовывать их любым удобным способом, и тут же выходит постановление, где вроде как это запрещается, но конкретики никакой нет», — рассказал московский предприниматель
История московского предпринимателя Ильи — из разряда тех, когда одно спешно принятое властями распоряжение противоречит другому. У предпринимателя небольшое швейное производство. В конце марта Минпромторг опубликовал письмо под названием «О производстве и реализации масок гигиенических». В документе просьба организовать производство этих масок, в том числе из нетканых материалов. С инструкциями и чертежами.
Илья к просьбе прислушался и начал шить. А в начале апреля правительство выпустило другое постановление. И в нем указано, что все, кто производит так востребованные сейчас лекарства и маски, должны продавать их только специально определенному оператору — «Росхимзащите». Продажа розничным сетям запрещена. В приложении — список кодов продукции, которая попадает под эти ограничения. И один из кодов — это как раз изделия из нетканых материалов. То есть в одном документе рекомендуют производить, а в другом запрещают продавать. И что делать с готовыми масками — непонятно, говорит Илья.
«Минпромторг просит отшивать из этого материала маски и реализовывать их любым удобным способом, и тут же выходит постановление, где вроде как это запрещается, но конкретики никакой нет. То есть перекрывает этот документ, эта информация или не перекрывает — непонятно. Все сейчас не понимают, можем поставлять эти маски в торговые сети, с которыми сотрудничаем, или не можем. Я позвонил всем знакомым юристам, мы прозвонили весь Минпромторг: всю неделю мы долбим, результат нулевой».
Бизнесмен пытался связаться с Минпромторгом — писал, звонил, но трубку, по его словам, в Министерстве не берут, а на письма не отвечают. Илья сшил не так много масок, его расходы измеряются в сотнях тысяч рублей. Но есть предприятия, воодушевленные письмом Минпромторга, которые затратили на это миллионы. И они тоже не знают, что делать с продукцией. Причем стоимость материалов для пошива масок на ажиотажном спросе резко выросла, говорит Илья.
«Все, получив это постановление, ринулись закупать эту ткань, которая безумно сильно выросла в цене, все комплектующие и расходные материалы, которые стоили буквально месяц назад определенную цену, сейчас стоят чуть ли не в 100 раз дороже. То есть покупал резинку, например, по 2 рубля за метр, сейчас я дешевле 20 рублей похожую резинку вообще не могу найти, ее еще в наличии нет. Все заводы, соответственно, загружены на месяцы вперед, у них заказы, кто что-то успел урвать, тот это все продает втридорога».
С одной стороны, в постановлении правительства есть лазейка. Маски, которые сшиты до 6 апреля, вроде бы можно продавать без ограничений. Но кто сейчас решится на это, если есть хоть малейший риск нарваться на наказание? Да еще и наклеят ярлык «спекулянт». Можно, конечно, как велит закон — продать маски назначенному оператору.
Но документ только принят, ясности еще нет. Чиновникам сначала велели узнать, какие запасы изделий есть у производителей, сколько этих изделий нужно конкретному региону и так далее. А вот торговая сеть взяла бы эту продукцию сразу, потому что с реализацией масок в рознице проблем нет от слова «совсем». И средства индивидуальной защиты — это то, что сейчас хоть как-то держит швейные предприятия на плаву. Итог: маски всем нужны, люди боятся без них ходить, но маски лежат на складах, бизнес боится их продавать.