Рауля Арашукова обрадовало обвинение в организации убийств
Лента новостей
Теперь экс-советник главы «Газпром межрегионгаза» и отец бывшего сенатора от КЧР Рауфа Арашукова имеет право на суд присяжных. И именно на них он и делает свою ставку
Следственный комитет России предъявил в окончательной редакции обвинение отцу бывшего сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова Раулю Арашукову. Оно претерпело существенные изменения. Так, следствие уменьшило сумму вмененного ему ущерба от хищения газа с 32 млрд до 2 млрд рублей, а также переквалифицировало его действия со статьи «мошенничество» на «растрату». Появился и ряд других статей УК. В частности, экс-советнику генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Раулю Арашукову теперь вменяется организация убийства двух общественных деятелей республики.
Следствие полагает, что именно Рауль Арашуков дал указание своему сыну Рауфу на убийство лидера молодежного движения «Адыге Хасэ» Аслана Жукова и советника экс-президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева Фраля Шебзухова.
Свою вину Арашуков-старший ни по одному эпизоду не признал. И, как рассказал Business FM его адвокат Владимир Постанюк, обвинение в организации убийств даже обрадовало его клиента. «Мы опасались, что дело отца и сына разделят. Но теперь, когда обоим вменяют в том числе и организацию убийств, оба могут рассчитывать на то, что их дело будет рассмотрено судом присяжных, — сказал адвокат. — Это Рауфа Арашукова реально обрадовало. Он сказал: «У меня теперь есть шанс добиться какой-то справедливости»
«Размытое обвинение»
По словам Постанюка, процедура предъявления обвинения прошла накануне, 8 апреля, в СИЗО «Лефортово». К визиту туда в период эпидемии участники дела подошли обстоятельно: у обвиняемого, следователя и адвокатов на лице были защитные маски, а на руках — резиновые перчатки. Новую фабулу обвинения следователи изложили на 300 листах. Самым существенным моментом стал отказ следствия от обвинения Рауля Арашукова в хищении у «Газпрома» газа на сумму 32 млрд рублей, утверждает Постанюк.
Ранее обвинение гласило, что прозванный СМИ «газовым королем» фигурант создал в 2002 году организованное преступное сообщество (ОПС). Он расставил своих знакомых и родственников на ключевые посты в газовой отрасли, что позволило ОПС похитить природный газ у «Газпрома» на сумму около 32 млрд рублей. В рамках дела были арестованы 14 фигурантов, в том числе ряд региональных руководителей подразделений «Межрегионгаза».
При этом отказ от обвинения в хищениях у «Газпрома» большей части суммы защитник назвал прогнозируемым. «Для этого нужна была как минимум позиция «Газпрома», а компания должна была бы признать, что допустила хищение на гигантскую сумму, что невозможно было бы не заметить. У «Газпрома» существует отлаженная система аудита, который проводится раз в квартал», — отметил Постанюк.
В настоящее время формулировка обвинения стала более размытой, говорит адвокат. Оно гласит, что Арашуков «создал в 2002 году ОПС для совершения тяжких и особо тяжких преступлений».
В частности, Раулю Арашукову вменяется девять «мелких» эпизодов растраты (ст. 160 УК РФ) на общую сумму порядка 2 млрд рублей, к которым, как уверяет защитник, его клиент отношения не имеет, так как последние десять лет жил и работал в Санкт-Петербурге, а в КЧР приезжал лишь иногда, чтобы увидеться с родственниками.
Эти эпизоды инкриминируют другим фигурантам. «В частности, гендиректору ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Николаю Романову вменяется заключение договоров на сумму 400 млн рублей с некой фирмой бизнесмена Козлова, которая, по версии следствия, выполнила работы не в полном объеме и некачественно. Может так оно и есть, но это совершенно не свидетельствует о том, что эти деньги были похищены по указанию Рауля Арашукова», — сказал Постанюк, который настаивает, что его клиент не знает большинство фигурантов дела.
В декрет на десять лет
Также следствие вменяет его подзащитному растрату на сумму более 16 млн рублей, которая выразилось в фиктивном трудоустройстве его жены Нелли Арашуковой и дочери Камилы Агоевой.
Первая числилась в «Ставропольгоргазе» специалистом в отделе кадров и, как полагают в СК, незаконно получила 4,5 млн рублей в качестве зарплаты. Вторая, устроившись десять лет назад на работу советником главы «Ставропольмежрегионгаза», родила первого ребенка, а затем еще четыре раза ушла в декрет, получив незаконные выплаты на сумму в 12 млн рублей. «Последний эпизод у нас ничего не вызвал, кроме смеха», — сказал Постанюк. Он утверждает, что трудоустройство Камилы Агоевой не было формальным, и закона она не нарушила. «Она умная девушка, закончила институт, несколько месяцев ходила на работу потом родила ребенка, а затем так и не вышла из декрета, родив еще четверых детей», — сказал защитник. По его сведениям дочь Арашукова и сейчас сидит с младшим ребенком. Она очень встревожена происходящим и уже консультировалась у адвоката, не придется ли ей приехать и показать следователям детей. «Однако мы надеемся, что сможем ограничиться свидетельствами об их рождении», — заметил Постанюк. Отрицает факт фиктивного трудоустройства и жена его клиента.
О возбуждении дела в отношении жены и дочери Рауля Арашукова стало известно в конце декабря 2019 года. Тогда же защитники сообщали, что обе объявлены в федеральный розыск.
Адвокаты отмечают, что следователи проверяли всех детей Рауля Арашукова. В частности, трудоустройство еще одной дочери Рауля Арашукова Аиши Калмыковой. «Она по характеру сильно отличается от своей сестры Камилы, и даже, когда трижды уходила в декрет, приходила на работу и «всех там строила», требовала отчеты. Поэтому когда стали проверять ее, все сослуживцы встали на дыбы и опровергли версию следствия», — сказал Постанюк.
Теперь его подзащитному вменяется семь статей УК: «организация преступного сообщества» (ч. 3 ст. 210 УК РФ), девять эпизодов растраты (ч. 4 ст. 160 УК), два эпизода превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), один заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ), а также «принуждение к даче заведомо ложных показаний» (ст. 309 УК РФ), «кража» (ст. 158 УК РФ) и «организация двух умышленных убийств» (ст. 105 УК РФ).
Политические убийства
Последний пункт обвинений касается гибели лидера молодежного движения «Адыге Хасэ» Аслана Жукова и советника экс-президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева Фраля Шебзухова. Последний, как ожидалось, должен был возглавить правительство республики.
Жуков был застрелен киллером в марте 2010 года в машине на его собственной автомойке в Черкесске. На Шебзухова несколько злоумышленников напали с бейсбольными битами в мае 2010 года рядом с его домом в Черкесске. Когда он попытался убежать, его застрелили. Следствие полагает, что оба были убиты по указанию экс-сенатора по КЧР Рауфа Арашукова. С обоими у него был личный конфликт.
Александр Постанюк считает обвинения в адрес Рауля Арашукова, якобы отдавшего сыну указания на убийства, несостоятельными.
Адвокат отметил, что еще в 2013 году за организацию убийства Фраля Шебзухова был осужден на 14 лет колонии Назим Кущетеров. Сроки получили и два исполнителя расправы. При этом, согласно фабуле дела, Шебзухова должны были только избить, его застрелили в ходе драки случайно. Поэтому, полагает защитник, его клиенту если и можно было бы что-то вменить, то лишь организацию побоев.
6 апреля, как сообщала Business FM, следствие окончательно обвинило сына Рауля Арашукова, экс-сенатора от КЧР Рауфа Арашукова. Он также вину отрицает.
В ближайшее время следствие предъявит обвинения в окончательной редакции всем 14 фигурантам. Большинство их них содержатся в изоляторе Ставрополя. Срок расследования же по делу продлен до 30 июня.