Зачем владелец консалтингового агентства устроился курьером в разгар пандемии коронавируса?
Лента новостей
Предприниматель Сергей Ночовный руководит компанией с оборотом 2 млн долларов и тем не менее пошел работать курьером в «Яндекс.Еду». Он рассказал BFM.ru, сколько ему удается заработать за один день, и сравнил реакцию на пандемию в Китае и России
Сергей Ночовный — предприниматель, владелец консалтингового агентства «Руки». Он переехал в Китай 13 лет назад, чтобы заниматься продажей одежды. Спустя несколько лет он поменял сферу деятельности и начал помогать российским и международным компаниям с организацией производства в Китае, открыв свое агентство. В 2019 году Сергей вернулся в Москву, чтобы развивать бизнес в России.
За 2019 год выручка агентства «Руки» составила 2 млн долларов, а чистая прибыль — 140 тысяч долларов. В штате компании сейчас работают десять человек. С началом пандемии коронавируса проекты приостановились. С тех пор как в Москве ввели режим самоизоляции, предприниматель остался практически без дела: «Сейчас у нас начинаются проблемы с текущими проектами. Ничего нового не происходит. Все потихоньку ставят на паузу. Мы немного сократили зарплаты сотрудникам и перевели часть из них на удаленку, провели оптимизацию».
Чтобы не сидеть дома взаперти, Ночовный устроился на работу курьером в «Яндекс.Еду». Решиться на это было, по его словам, непросто — он обдумывал это неделю. «Мне хотелось делать что-то активное, чтобы чаще выходить из дома и не фокусироваться на негативе в интернете. Я подумал, что нужна какая-то система, куда можно встроиться, чтобы при этом делать что-то полезное для общества. Мне показалось, что это интересно, хотя это и не очень очевидный выбор, прежде всего для самого себя. Такой дауншифтинг, условно говоря. Было интересно попробовать себя преодолеть и посмотреть, что будет», — пояснил Ночовный. Он оставил заявку на сайте, на следующий день ему перезвонили и позвали в офис. Предприниматель выбрал шестидневный рабочий график с занятостью от трех до шести часов в день.
«Я совсем не жалею о своем выборе. В один день я работал с шести до девяти утра, гулял по солнечной Москве с сумкой, развозил заказы и думал о том, что вряд ли бы я вышел в шесть утра просто так. Меня бы остановили полицейские. И я понимаю, что дальше все будет еще строже с выходами на улицу», — говорит Сергей.
Предприниматель быстро вжился в роль курьера. Единственное, что мешает его работе, — это мелкие недостатки в функционировании сервиса — например, некорректное взаимодействие между рестораном и службой поддержки.
«Там много автоматизированных процессов, общение происходит через телеграм-бот. «Яндекс» тоже можно понять, у них сейчас пиковые нагрузки, многие системы летят. Тем не менее это не должно отражаться на нашей деятельности. Я не хочу стоять 40 минут в McDonald’s, пытаясь отменить заказ, который ресторан не может приготовить, а менеджер не в состоянии связаться со службой поддержки. Это не мои проблемы. Моя задача — вовремя прийти, забрать заказ в целостности, доставить по правильному адресу, бесконтактно отдать, и все. Но я не хочу ничего негативного говорить про компанию, я к «Яндексу» хорошо отношусь. Надеюсь, что я просто с ними это обсужу. Мне кажется, классно, если сервис выйдет со мной на связь и я им смогу показывать вещи, которые можно бы поправить», — считает Ночовный.
Отношение людей на улице к курьерам, по словам Сергея, равнодушное: «Мне кажется, курьеров просто не замечают. Когда я вышел с рюкзаком и в желтой куртке, я понял, что меня люди просто не видят. Ты как дерево. Вы же на дерево не смотрите, когда проходите мимо — просто глаза скользят. Вот по нам тоже взгляд проскальзывает, мы часть пейзажа. Наверное, это тоже о’кей. Зачем слишком много внимания?»
Сергей получает около 200 рублей за заказ. За день ему удается заработать около тысячи рублей. И хотя он решил доставлять еду не ради денег, этот аспект он также учитывает в своей работе: «У меня задача просто делать работу, в том числе я смотрю и на заработок. Может, он плохо коррелируется с моими заработками от бизнеса, тем не менее я хочу получать деньги, это работа», — говорит Ночовный. Сейчас его не смущает ни новый статус, ни реакция окружения, которая, вопреки опасениям, оказалась позитивной. «Когда я выхожу на работу, я просто работаю. Я сфокусирован на простой задаче — принести человеку еду, и я это делаю. Я не особо рефлексирую на эту тему. Это никак не отражается на моей основной работе. Партнер по бизнесу сказал: «Это странно, но класс». На удивление, я получил очень мощный отзыв, много людей мне написали. Сегодня одна девушка сообщила, что тоже вышла на работу курьером. Она поблагодарила меня за вдохновение. Хотя у меня не было цели кого-то вдохновлять».
Сейчас предприниматель своими глазами видит, что происходит на улицах города каждый день. Меры по борьбе с коронавирусом, которые приняло государство, он считает эффективными, однако рассчитывать, что они приведут к такому же результату, как в Китае, по его мнению, не приходится.
«Мне кажется, в России приняли меры чуть запоздало, но достаточно адекватно, — полагает бизнесмен. — Я вижу, как люди коммуницируют в городе: очень мало контактов, и, мне кажется, это должно помочь. Наша структура — это не Китай. Мы не можем действовать, как они. Китайцы знают, что такое зарождение эпидемии. Там люди достаточно дисциплинированны. Там нет широкого дискурса. Если говорят, что идет цунами, там никто не скажет: «Цунами? Ну, это ерунда. Я пойду шашлыки жарить». Там всем не до шуток абсолютно. У нас так нельзя, нам ближе итальянский сценарий, когда все думают, что карантин — это не повод пропускать солнечный день».
Сергей не знает, сколько еще проработает курьером. Пока эта работа ему интересна, и он не планирует ее бросать в ближайшее время.