«Правовой хаос». Принятые в спешке законы мешают бизнесу и людям
Лента новостей
Юристы говорят о правовом хаосе — это когда одни принятые спешно законы противоречат другим нормам. И это сначала отражается на реальном бизнесе, а потом и на жизни обычных людей
«Возникает правовой хаос» — с такой мыслью в редакцию Business FM обратился председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий. В одних регионах из-за коронавируса принимают одни законы, в других — другие, часто они противоречат друг другу и федеральным документам.
Причем принимают все это в авральном режиме, не дав компаниям хотя бы подготовиться. Из-за этого срываются поставки, рвутся цепочки. Даже в Москве так до конца и не объяснили, кому можно работать, а кому нельзя. Правда, в интервью Business FM глава столичного департамента торговли Алексей Немерюк сказал: те предприятия, которые не вошли ни в разрешительные, ни в запретительные списки, работать могут.
Но до сих пор многие не могут точно понять, так можно или нет? Если работать — риск нарваться на штрафы. Если не работать — значит, и не зарабатывать. В будущем же, когда все это закончится, придется разбираться с партнерами. Причем в судах будет сложно, потому что у нас теперь на один закон найдется другой, плюс подзаконные акты, рекомендации и так далее.
Видимо, придется разбираться друг с другом по собственным понятиям о хозяйственной деятельности. Происходящее в российском правовом поле комментирует председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Люди не понимают, по какому принципу формируются списки тех бизнесов, которые разрешены или запрещены. Возникают ситуации, когда в одном регионе тот или иной род деятельности разрешен, а в другом тот же вид деятельности запрещен. И связи между бизнесменами рвутся, люди просто не понимают, как им взаимодействовать со своими контрагентами, поставщиками, финансовыми партнерами, что им делать. Законодательство в этой сфере имеет фундаментальное значение, потому что если законы противоречат друг другу, не основаны на законах более высокой юридической силы, то возникает правовой хаос».
В Москве, по ощущениям, постепенно двигаются в разрешительную сторону. Например, ввели поправки, которые позволяют работать салонам красоты при условии, что у них есть медицинская лицензия.
Но вот конкретный пример обратившегося к нам предпринимателя Алексея (фамилию он просил скрыть). У него есть медицинские косметологические клиники в Москве и Петербурге с лицензиями от органов здравоохранения. По законам двух мегаполисов все медицинские учреждения имеют право работать. Исключение — стоматологи, они принимают только с экстренной болью.
Слова «косметологические» в законе нет, значит — еще раз — работать можно. И в столице к предпринимателю претензий не имеют, а в петербургскую клинику на днях пришли проверяющие из Роспотребнадзора и сказали, что учреждение работать не должно. Без вариантов. А потом выписали штраф, в котором сослались как раз на тот закон, по которому косметологический центр имеет право работать, говорит Алексей.
«Ничего не знаю, вы работать не должны, я сейчас к вам приду и выдам протокол о нарушении». В протоколе они пишут, цитирую: «Организация такая-то допустила функционирование медицинской деятельности, тем самым не обеспечив запрета на осуществление данного вида деятельности» со ссылкой на постановление, где как раз в пункте 2.3.3 эта медицинская деятельность является исключением. То есть они выписывают протоколы за то, что вы занимаетесь той деятельностью, которая фактически разрешена. Наша главврач потом ей позвонила, она оставила свой телефон на ресепшене, попыталась узнать, что вообще происходит. Она говорит: «Я не знаю, мне сказали ходить — я хожу».
Предприниматель прислал нам копию постановления Роспотребнадзора. Указанная в нем статья Административного кодекса — это штраф до 0,5 млн рублей или приостановление деятельности на срок до трех месяцев.
«Сказали ходить — хожу»: так сейчас происходит и в других городах. И проверяют не только то, работает организация или нет, но и сколько человек перевели на удаленку, спрашивают, почему не перевели всех. И для того, чтобы дойти до истины, контролерам, по идее, нужно в подробностях постичь бизнес-процессы каждой компании. Но для этого у них времени, конечно, нет.
Другой конкретный пример — автосервисы, которые тоже не могут понять, можно им работать или нет. Один из слушателей Business FM рассказал, что в его районе в Московской области автомастерские не работают. Но от этого сервиса зависит слишком многое — сломавшийся грузовик не привезет хлеб. А даже если работать разрешат, то проблема с поставками запчастей, потому что партнеры тоже не могут понять, можно им работать или нет. Таким образом, правовой хаос, если его не остановить, грозит превратиться в хаос уже в реальной жизни.