«Любая страна, которая делает самолеты, может делать аппараты ИВЛ». Справится ли Россия с возросшим спросом?
Лента новостей
Аппараты ИВЛ можно назвать главными «боевыми машинами» в войне против коронавируса. Какова техническая оснащенность системы здравоохранения России на первых этапах пандемии коронавируса?
Владимир Путин поручил пополнить запасы аппаратов ИВЛ, подчеркнув, что также потребуются люди, умеющие работать с такими установками. Кроме того, глава государства дал поручение полностью, пусть и на временной основе, перепрофилировать часть больниц страны под лечение больных с коронавирусом. За объективную инвентаризацию коечного фонда в регионах будут отвечать полпреды президента.
Готовность российского здравоохранения к битве с коронавирусом можно оценить по двум параметрам. Во-первых, значение имеет количество больничных коек на человека, и здесь Россия одна из лидирующих стран мира. В 2017 году на каждую тысячу россиян в российских больницах было оборудовано более восьми больничных коек — это одна койка на 125 жителей — лучше ситуация только в Японии и Южной Корее.
Другой показатель — число коек интенсивной терапии для больных, которым потребуется искусственная вентиляция легких. По официальным данным, которые прямо сейчас уточняются по поручению Владимира Путина, в государственных медицинских учреждениях имеется около 40 тысяч аппаратов ИВЛ. Это одна койка с аппаратом ИВЛ на 3700 россиян. Ситуацию анализирует председатель правления Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России Захар Голант.
— Количество аппаратов, естественно, определяется той потребностью, которая в течение всех этих лет существовала, то есть понятно, что на такой пандемический рост количество этих аппаратов просто элементарно не рассчитано. Поэтому сейчас из практических соображений прежде всего нужно: первое — собрать всю информацию обо всех ИВЛ, которые находятся во всех учреждениях здравоохранения, и, возможно, частично их уже локализовать, сосредоточить именно в стационарах, предназначенных для оказания помощи тяжелобольным. Второе — закупить то, что осталось на рынке. И третье: если «Ростех» будет справляться с этой задачей, то наладить какое-то относительно быстрое производство этих аппаратов или сборку из комплектующих.
— А вообще в принципе Россия может быстро произвести дополнительные аппараты?
— Я надеюсь, что может.
«Интерфакс» 23 марта сообщил, что единственным поставщиком аппаратов ИВЛ для Минпромторга назначена «дочка» «Ростеха». По данным агентства, на закупку выделено более 7 млрд рублей, должны быть закуплены около 6 тысяч устройств. Глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова 28 марта сказала, что «Ростех» готов к запуску производства инновационных аппаратов ИВЛ, предназначенных для использования сразу несколькими пациентами.
По словам чиновницы, в апреле госкорпорация произведет более 80 тысяч таких комплектов, к маю объем производства увеличится до 200 тысяч комплектов в месяц. Сопоставимо ли качество российских аппаратов ИВЛ с импортными, закупка которых в условиях пандемии почти невозможна? Ситуацию комментирует руководитель Клинического центра анестезиологии и реаниматологии НИИ скорой помощи имени Джанелидзе Вячеслав Афончиков.
Вячеслав Афончиков руководитель Клинического центра анестезиологии и реаниматологии НИИ скорой помощи имени Джанелидзе «Есть наши, есть зарубежные, есть у нас, по крайней мере, и в городе, и в стране в каких-то местах, где я был. Они высокого класса. На самом деле это тот же уровень, на котором работает Европа. Я знаю два или три отечественных образца, которые вполне тянут на критерии аппарата среднего класса. На самом деле в последние годы шла достаточно активная работа по созданию российских аппаратов, где-то даже в каких-то проектах я участвовал. По крайней мере, у нас есть возможность их производить, и сейчас есть производители, которые в принципе их выпускают. Сколько они могут выпускать по производственным мощностям, я вам не скажу, а сами модели аппаратов выпускаются, и, на мой взгляд, они вполне приемлемы для среднего реанимационного пациента. В принципе я могу сказать так: любая страна, которая делает самолеты, может делать аппараты ИВЛ. Это тот же уровень культуры производства и технологий».
Аппараты искусственной вентиляции легких, или ИВЛ, можно назвать главными «боевыми машинами» в войне против коронавируса. По имеющимся на сегодняшний день оценкам, ИВЛ требуется в среднем каждому двадцатому заболевшему, и при нехватке аппаратов у них остается мало шансов выжить.
Наиболее наглядно важность ИВЛ иллюстрирует ситуация в Китае, где с перегрузкой системы здравоохранения столкнулась только одна провинция — Хубэй. В результате в Ухане и окрестностях скончались более 3 тысяч человек, то есть почти 5% диагностированных носителей, а на остальной территории Китая — менее 1%.