Заключенные как особо уязвимая часть населения при коронавирусе
Лента новостей
«Это самая уязвимая группа населения, которая если вдруг будет заражаться — это будет действительно массовое заражение, это невозможность их быстро вылечить», — говорит правозащитник Оксана Труфанова
Заключенные хозяйственных отрядов московских СИЗО приступили к изготовлению марлевых медицинских масок, сообщает RT со ссылкой на ОНК Москвы. Кроме того, в столичных следственных изоляторах усиливают меры профилактики коронавируса. В частности, срок пребывания новых арестантов в карантинных камерах увеличен с 10 дней до 14 дней. При этом единственная больница медсанчасти УФСИН Москвы, расположенная в СИЗО «Матросская Тишина», готова принять 96 больных в случае вспышки коронавируса в изоляторах.
Правозащитник, руководитель волонтерского движения помощи тяжелобольным заключенным Оксана Труфанова говорит, что заключенные являются особо уязвимой частью населения при эпидемиологически неблагоприятной ситуации.
—Для тех, кто находится в следственных изоляторах, это еще тяжелее, потому что у них нет приговора, и они, по сути, не осуждены. Но они не могут пользоваться услугами гражданской медицины, потому что система ФСИН не подчиняется Минздраву, Роспотребнадзору, а у них свои cтруктуры внутри ФСИН. Это самая уязвимая группа населения, которая если вдруг будет заражаться, это будет действительно массовое заражение, это невозможность их быстро вылечить. И что самое главное, их ведь не повезут в гражданские инфекционные больницы, где есть нормальные инфекционисты врачи. И самая главная проблема, как мы считаем, — сотрудники. Они ведь ходят домой, это как раз источник заражения.
— Тех, кто сейчас в следственных изоляторах содержится, не было бы логично пока что отпустить под тот же домашний арест?
— Я полагаю, можно отпустить тех, у кого не тяжкие статьи, ненасильственные преступления. Вопрос все равно не снимается, потому что те, кто находится там за тяжкие преступления — все то же самое, их ведь нужно охранять, их нужно лечить, и не решить вот просто так, что какую-то часть выпустить. У нас челябинский прокурор заразилась коронавирусом и еще контактными по коронавирусу сделала более 60 человек. Возможно, сотрудники ФСИН точно так же контактируют с такими же людьми, поэтому риск как раз и со свободы принести этот коронавирус в тюрьму. Сейчас, я думаю, Федеральной службе исполнения наказаний временно нужно передать как раз Роспотребнадзору вот эти функции по эпидемиологической ситуации, конечно же, по медицине привлекать Минздрав, потому что те врачи, которые находятся в системе исполнения наказаний, боюсь, вообще не справятся.
— Амнистию к 75-летию Победы собираются провести — может быть, провести чуть раньше?
— Я полагаю, что тех, кто сидит за ненасильственные преступления, можно было бы амнистировать и поместить под надзор. Другой вопрос, справятся ли надзорные органы, полиция и так далее.
Еще одна закрытая от общества структура — это армия. Ранее министр обороны Сергей Шойгу заверил, что в Вооруженных силах заразившихся коронавирусной инфекцией нет, протестировали более трех тысяч военнослужащих. Шойгу также заявлял, что переноса призыва в связи с угрозой распространения COVID-19 не будет. Директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко считает, что несмотря на принятые меры, угроза заражения для военных остается:
Сергей Кривенко директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» «Полностью закрыть армию не удается, потому что офицеры живут вне казармы, в своих квартирах, они имеют право снимать квартиры, и вместе с семьей живут на съемных квартирах и потом идут уже как на работу в воинские части, их родные живут полностью на гражданке, и через этот канал армия связана с обществом. Основное беспокойство сейчас вызывает призыв. Военкоматы могут стать рассадником эпидемии во время призыва, примерно 150 тысяч количество призываемых. Но во время призыва в военкоматы вызываются на порядок молодых людей больше. Сейчас, с 1 апреля, в течение трех месяцев пройдет более миллиона молодых людей через военкоматы, примерно 150 тысяч из них призовутся в войска, и их можно будет поместить на двухнедельный карантин, можно их будет всех потом протестировать. Более 900 тысяч, которые сейчас будут проходить все вместе в тесных коридорах, вернется назад, домой, в семьи. И в случае какого-то инфицирования они могут заразиться и понести инфекцию не только в войсках, а вернуться назад в общество».
Практически ежегодно сообщается о случаях заболевания пневмонией военнослужащих в армии. В частности, широкий резонанс получила массовая госпитализация призывников с заболеваниями легких из учебного центра в Воронежской области в 2014 году. Тогда в больницу попали 400 человек. Один скончался.