«Закрыть мир на 30 дней» или не применять «мер социального дистанцирования» в борьбе с коронавирусом?
Лента новостей
Алармисты готовятся к тотальному заражению, скептики — к коллапсу экономики из-за избыточных мер борьбы с коронавирусом. Какова динамика пандемии и ее перспективы?
В эпоху коронавируса среди политиков, бизнесменов и ученых, рассуждающих о пандемии, сформировались две школы мысли, которые можно условно назвать «партией паники» и «партией скепсиса».
У первой есть вполне весомые аргументы — в начале месяца прирост зараженных исчислялся тысячами новых диагнозов в день, сегодня — десятками тысяч. Власти США, по данным CNN, готовятся к сценарию 18-месячной пандемии; число зараженных в Нью-Йорке за сутки почти удвоилось, а трем четвертям сотрудников приказано работать на удаленке.
До ЮАР добрался продуктовый ажиотаж, а власти страны начали постройку заграждений на границе с Зимбабве. Многострадальная Италия по числу погибших обогнала Китай при вдвое меньшем числе случаев. «Партия паники», в том числе собеседник CNBC, основатель и CEO инвесткомпании Pershing Square Capital миллиардер Билл Акман, требует еще более радикальных мер борьбы с вирусом.
Есть что ответить и скептикам. Во-первых, есть и хорошие новости — на этой неделе число выздоровевших от коронавируса, по статистике Университета Джона Хопкинса, превысило число диагнозов в Китае. Во-вторых, если тотальное заражение неизбежно, то меры замедления пандемии можно поставить под вопрос.
По данным китайского Минздрава, госпитализация с использованием аппаратов искусственной вентиляции легких требуется примерно 5% заболевших, а глобальная смертность от вируса на данный момент составляет около 4% от диагностированных случаев, то есть получается, что пациентам в критическом состоянии даже ИВЛ редко помогает.
Отсюда можно сделать циничный вывод, что жизни определенного числа слабых и больных не стоят коллапса мировой экономики — такое мнение высказал американский сенатор Рон Джонсон. Взвешенную позицию по перспективам пандемии озвучил директор Центра динамики, экономики и политики заболеваний в Вашингтоне Раманан Лаксминарайан в интервью индийскому The Wire.
Наконец, следует понимать, что уже примененные меры борьбы с вирусом отражаются на цифрах не сразу. Можно даже точно сказать, как скоро: через две недели, это срок среднего инкубационного периода коронавируса. Поэтому зафиксированные сейчас случаи — это люди, заразившиеся в первую неделю марта, до того, как все хорошенько перепугались и начали мыть руки.
Кроме того, существует вероятность, что вакцина появится раньше лета 2021 года: Брюссель на этой неделе обеспечил компании CureVac упрощенный регуляторный режим и предоставил 80 млн долларов на разработку препарата. Как заявила глава Еврокомиссии и доктор медицинских наук Урсула фон дер Ляйен, вакцина может появиться на рынке «до осени».