ЖК «Береговой»: живем очень хорошо
Лента новостей
Как превратить жилой комплекс в социокультурный объект
Что сегодня считается ключевой ценностью, главным драйвером общественного развития, основной характеристикой высококлассной жизненной концепции? Лет 50 назад говорили — информация: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Потом приоритеты изменились: на первый план вышло время, едва ли не единственный невосполнимый пока ресурс человечества. А сегодня, притом что и время, и информация продолжают быть «на передовой», во главе угла стоит человеческое общение: многие, наверное, помнят колонку в The New York Times, автор которой не без оснований утверждал — активное потребление цифровых услуг в повседневной жизни стало признаком бедности, а роскошью, люкс-товаром и прерогативой богатых становятся обычные человеческие контакты. Звучит забавно в сегодняшней ситуации призывов, наоборот, максимально ограничить число поцелуев, объятий, рукопожатий и даже просто разговоров… Но ведь жизнь — история куда более длинная и разнообразная, чем несколько недель или даже месяцев ограничений, и вот в ней, в жизни, которая обязательно начнется после, люди особо остро почувствуют, как соскучились друг по другу.
Девелоперы эту смену настроений почувствовали очень тонко. Еще совсем недавно, говоря об общественных пространствах и коммерческой инфраструктуре, они просто информировали покупателей: в нашем комплексе запланированы детская площадка, небольшой парк, магазин, кафе, аптека и так далее, и этого было достаточно. Затем тот же самый инфраструктурный набор начал позиционироваться несколько иначе: «в шаговой доступности расположены…», «практически не выходя из дома, вы сможете…», «не надо толкаться в пробках, чтобы…». А сегодня передовые игроки рынка начали разрабатывать для своих проектов серьезные концепции, соединяющие социологию, экономику, урбанистику, культуру… В их основу положена двойная задача: сформировать в жилом комплексе уникальную атмосферу и стиль жизни и одновременно — экономически эффективную среду для ретейл-компаний и бизнеса сферы услуг. Именно по этому, отчасти инновационному пути пошла компания «Главстрой», создавшая в рамках социокультурной концепции московских жилых проектов собственную систему управления коммерческой недвижимостью. Первый комплекс, в котором будет реализована данная концепция — жилой квартал на Москве-реке «Береговой».
Инфраструктура общения
Вообще, «Береговой» и без всяких дополнительных историй вправе претендовать на особое внимание покупателей. Престижный Западный округ и привлекательный район Филевский Парк, как принято говорить, — территория с устойчиво положительным имиджем, близкое соседство с Москвой-рекой и благоустроенная береговая линия, которая станет продолжением Филевской набережной (риелторы утверждают, что для покупателей наличие в проекте собственных прогулочных зон — третий по значимости критерий выбора), приятное соотношение цены и качества, специальная, знаковая награда премии Urban Awards 2019 «За особый вклад в развитие общества будущего на основе внедрения прогрессивных социально ориентированных технологий в жилищном строительстве» — список конкурентных преимуществ можно продолжать. Но одно из них, а именно уже упоминавшаяся социокультурная концепция управления коммерческой недвижимостью и общественными пространствами «Берегового» — действительно заслуживает отдельного разговора.
Зачем нужна коммерческая инфраструктура на первых этажах высококлассных жилых комплексов? На первый взгляд, вопрос, вызывающий недоумение в силу очевидности ответа: когда-то ритейл считался вспомогательным элементом, но сегодня 85% покупателей называют его обязательной составляющей своего будущего дома. Однако в «Береговом» «Главстрой» не просто обеспечивает качественное ретейл-наполнение, по сути он формирует новый тренд: коммерческая инфраструктура комплекса — один из ключевых инструментов для создания его атмосферы, пространство первых этажей — площадка для времяпрепровождения, социализации жителей и того самого, особо ценного сегодня человеческого общения, а концептуальная наполняемость ретейла и общественных пространств — основа стиля жизни в красивом месте на Москве-реке.
Как это работает на практике? Прежде всего, «Главстрой» совершенно справедливо решил: магазины, шоурумы, кафе, салоны и маркеты начнут выполнять функцию комьюнити (где люди не просто покупают товары и услуги, а еще встречаются и общаются) только в том случае, если девелопер самостоятельно управляет всей этой коммерческой недвижимостью. Во-вторых, компания делает особый акцент на… скажем так, кастинге: в «Береговом» детально подбирают арендаторов, определяют нужную и полезную для жителей комбинацию ретейла и сервиса, общаясь с людьми, выделяют наиболее востребованные категории. «Главстрой» даже разработал собственную систему оценки арендаторов для выбора лидеров сегмента: каждому ретейлеру присваивается категория в зависимости от качества его концепции и продукции и предпочтение отдается только лучшим концепциям и подходам передовых торговых центров, креативных кластеров и гастрономических маркетов. Параллельно продумывается логистика, мерчандайзинг, товарное соседство, что способствует росту инвестиций и совокупного торгового оборота. Словом, и с экономической, и с социальной точки зрения все на самом высоком уровне: сюда действительно будут приходить не только за покупками (кстати, в нынешних условиях особо важно, что для этого не надо отправляться в «далекие и потенциально опасные» места — все и правда в шаговой доступности), а просто поговорить с соседями, обсудить новости, договориться о каких-то совместных историях и просто стать счастливее, как утверждают исследования Датского института счастья.
Парк со своим сценарием
О запуске в своих московских проектах социокультурной парковой программы, наработки и опыт которой в дальнейшем могут быть использованы всеми регионами страны, «Главстрой» объявил на Всемирном парковом конгрессе World Urban Parks 2019 в Казани. Эта программа учитывает множество составляющих — это и подходы Минстроя России к качеству городской среды, и рекомендации ведущих российских и мировых урбанистов, и важный для современных мегаполисов акцент на комплексном развитии территорий, и особенности создания парков в жилых кварталах. Основная задача программы — облегчить и ускорить все этапы проектирования парковых комплексов и при этом соблюсти интересы всех заинтересованных сторон: жителей, бизнеса и государства, потому что сегодня общегородские парки и парки в составе жилых комплексов одинаково важны для развития Москвы.
При этом в «Главстрое» уверены: концепция, в которой парк, расположенный на территории жилого квартала, существует как бы сам по себе, в отрыве от придомовой территории и коммерческой инфраструктуры первых этажей, слаба и в социокультурном, и в экономическом плане. Напротив, взаимодействие всех этих составляющих должно быть максимально полным и разносторонним — парк должен выполнять не только рекреационную, но и пешеходно-дорожную функцию, в нем, помимо прогулочных, важно предусмотреть короткие маршруты, позволяющие жителям быстро и комфортно добраться до остановки общественного транспорта или метро. Кроме того, особую значимость приобретает видовая функция парка, его дизайн должен быть полностью гармонизирован с архитектурной концепцией квартала, а вид, который открывается из окон домов, должен радовать глаз в любое время года. Наконец, парк в жилой локации — это многофункциональное общественное пространство, объединяющее территорию комплекса, а иногда и целого квартала в единый красивый, благоустроенный кластер и решающий… да, все ту же проблему социализации, проще говоря — нормального человеческого общения.
Как отмечает заместитель генерального директора АО «Главстрой» Елена Стахиева, такой подход позволяет комплексно решать вопрос благоустройства жилых территорий, способствует формированию бесшовной парковой среды города и выводит девелоперские проекты на принципиально новый качественный уровень.
«В рамках нашей социокультурной программы парков мы ведем работу над критериями и стандартами парковых территорий в наших московских проектах, — рассказывает Елена Стахиева. — Безусловно, типология парка определяется масштабом и уникальной концепцией жилого проекта, но наличие стандарта позволяет предусмотреть обязательный минимум социокультурных сценариев, который должен присутствовать в каждом парке, расположенном в пределах жилой локации. Причем это не только архитектурно-планировочная схема, но и сервисная, финансовая модели, сценарии для развития среднего и малого бизнеса, создания рабочих мест, а также событийная программа. И все же современный парк — это в первую очередь люди и атмосфера творчества и добрососедства, которую они создают».
Лобби с гостевым баром и комьюнити, ретейл-зона с комьюнити-центрами, ландшафтный парк с выходом на набережную — их дизайн, авторами которого стали архитектурное бюро Kleinewelt Architekten и компания Studio 211, является частью архитектурного и социокультурного наполнения всего жилого комплекса. Кстати, в прошлом году «Главстрой» провел в ЖК «Береговой» четыре интеллектуальных мероприятия в формате рublic тalk, и они тоже стали продолжением общей концепции создания на берегу Москвы-реки нового городского кластера с полноценной инфраструктурой и акцентом на пространствах для встреч, лекций, вечеринок и презентаций. Так что в «Береговом» будут жить люди, наверняка разные по возрасту, взглядам, предпочтениям… Да, они окажутся разными, но все непременно богатыми, потому что будут обладать главной ценностью нашего времени — возможностью почувствовать надежность дружеского плеча, важность добрососедских отношений и тепло знакомой улыбки.