16+
Вторник, 26 ноября 2024
  • BRENT $ 73.54 / ₽ 7633
  • RTS738.93
17 марта 2020, 16:33 Общество
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

«Ноль стабильности, ноль заработка». Малый и средний бизнес страдает от коронавируса

Лента новостей

Сфера услуг — одна из главных пострадавших от паники. «Спад есть, спад достаточно ощутимый: на 20-25% минимум выручка падает», — говорит владелец рюмочной в Москве

Фото: Susana Vera/Reuters

У компаний падает выручка, люди остаются без работы. Все это — следствие коронавирусной паники, из-за которой по всему миру закрываются предприятия. Кирилл— владелец рюмочной «Свобода» в центре Москвы. Он, как и, наверное, все рестораторы, столкнулся с падением спроса и выручки. Сокращать персонал пока не планирует. Возможно, чтобы привлечь посетителей, будет демпинговать.

Власти пообещали помогать малому и среднему бизнесу, но вряд ли этой помощью бизнесмен воспользуется. Кредиты, даже льготные, он брать опасается. Что же касается льгот по аренде помещения (есть такая опция), то она не для Кирилла. Эта помощь будет работать, если арендодатель — государство, а собеседник Business FM арендует помещение у частника. Посмотрим, что будет дальше, философски рассуждает бизнесмен.

«Мы полностью укомплектованы в плане стерилизации помещения в виде санитайзера, лампы. Мы соблюдаем все эти предписания, благо нас не обязали закрываться. Огромнейшая благодарность нашему государству и правительству. Спад есть, спад достаточно ощутимый: на 20-25% минимум выручка падает. Это пока первые недели были. Посмотрим, что будет дальше. Работаем с тем, что есть. У нас есть обязательные платежи в виде арендной платы».

Сфера услуг — одна из главных пострадавших от паники, а дальше — по цепочке. Рестораны вынуждены увольнять персонал. В Москве зачастую в заведениях работают приезжие. Они снимают квартиры. Оставшись без зарплаты, они не смогут платить за жилье. Хозяева могут их, конечно, выселить, но где найти других постояльцев? Так что, вероятно, аренда жилья подешевеет.

Это, конечно, не только российские проблемы. Сотрудники ресторанов, гостиниц и так далее по всему миру остаются без работы и средств к существованию. В Израиле десятки тысяч людей отправились за пособиями в службу занятости — и выяснили, что она тоже не работает. Заодно обрушился и сайт ведомства. Жительница Берлина Дарья готовит еду в кафе. Точнее, готовила, потому что заведение закрывается.

«Многие реально остались без работы, я в том числе. Моему работодателю, скорее всего, придется закрыться на несколько недель. Сколько, никто не знает. У меня лично куплены билеты из Берлина в Нью-Йорк и обратно в 20-х числах апреля. Я не знаю, поеду ли я. Скорее всего, не поеду. У меня сорвалась поездка в Москву, у меня ноль стабильности, у меня ноль заработка в настоящий момент».

Крупнейшие банки, торговые сети переводят сотрудников на удаленную работу. Сам глава Сбербанка Герман Греф после командировки в Европу самоизолировался на две недели. Хотя всех перевести, конечно, нельзя. Как в случае с «Русалом», который тоже переводит часть сотрудников на удаленку. Но это касается в первую очередь центрального аппарата, менеджеров. Рабочие на заводах будут трудиться и дальше.

К слову, бизнесмен Олег Дерипаска в своем телеграм-канале предложил ввести в России полный карантин на 60 дней. Но те же заводы «Русала», да и не только, никто останавливать по понятным причинам не стал. Кстати, помимо пострадавших, есть и те, у кого работы, наоборот, стало больше. Например, репетиторы, рассказывает частный преподаватель по русскому и литературе Евгения.

«Родители разделились на два типа. Первый тип сказал, что они уезжают на дачу или куда там еще, и попросили перевести занятия в дистанционный формат, если это не повлияет на эффективность. Второй тип, наоборот, сказал: так как у них карантин в школах и приходить не надо, давайте увеличим количество занятий, потому что до ЕГЭ осталось совсем мало времени и мы к вам будем не два раза приходить, а, например, три. Поэтому работы стало не меньше, а даже, наверное, больше».

Российские власти пообещали помочь тем, кто из-за вынужденного закрытия бизнеса останется без работы. Правда, как будет действовать этот механизм, пока не ясно. Но проблема еще в том, что, по разным подсчетам, 20-30% российской экономики находится в «сером» секторе. И таким людям государство вряд ли поможет. А если они придут за компенсациями, то власти вполне могут спросить: а что вы сделали для страны, чтобы сейчас получить помощь? И формально будут правы. А по факту миллионы, а может быть, и десятки миллионов могут остаться и без работы и без помощи.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию