Коронавирус как двигатель спроса на продукты — теперь и в России
Лента новостей
Как сообщили «Ведомости», на выходных некоторые ретейлеры столкнулись с нехваткой некоторых товаров. В первую очередь, это продукты с долгим сроком хранения. В Минпромторге успокоили: магазины в стране закрывать не собираются
Москвич Владимир на выходных как обычно поехал в подмосковный гипермаркет. Закупиться продуктами на неделю. И увидел классическую русскую картину, когда народ начинает раскупать продукты — картину как бессмысленную, так и беспощадную. С полок пропала хорошая тушенка, закончились или почти подошли к концу крупы.
«Некоторые полки действительно пустые. Например, полки с гречкой пустые, рис подходит к концу. Это достаточно длинные полки, и она не одна. Соли нет в большом супермаркете».
Можно ли все это объяснить паникой? Наверное, отчасти. Сейчас еще и Великий пост, а в это время традиционно увеличивается спрос на крупы. Возможно, кто-то действительно взял пример с некоторых европейских потребителей, которые из-за коронавируса опустошили супермаркеты. Как, например, это произошло в Барселоне, рассказывает местная жительница Елена Иванкина.
«Люди зачем-то начали покупать все продукты, которые можно найти только в супермаркете. Я считаю, что на самом деле бояться нечего. Это все очень искусственно выдуманная паника. Поскольку мир заразился весь, поскольку это модно, мы решили у себя тоже попаниковать. У нас нет туалетной бумаги, нет бумажных полотенец, у меня они как раз закончились. Я думала: а пойду куплю. И, конечно, ничего я не купила, потому что их просто нет».
Европейцев еще можно понять. Они боятся, что вслед за ресторанами закроют и магазины. Но у нас никто ничего закрывать не собирается. Об этом официально сообщили в Минпромторге, отметив, что торговые точки сделали запасы продуктов. А пустые полки в некоторых супермаркетах в правительстве объяснили логистикой: товары не успели вовремя подвезти.
Да и опрошенные ТАСС крупные ретейлеры тоже заявили, что склады полны, и дефицита не будет. Точно так же глупо скупать туалетную бумагу, как это делают в Европе, США, Австралии, Японии. «Мы провинция, пока паника до нас дойдет, она и закончится», — рассказывает Ринат, производитель туалетной бумаги в Воронежской области. Особого спроса на его товар нет. И, кстати, он продает бизнес, правда, по другим, чисто деловым причинам.
«У нас в области один бумажный перерабатывающий завод. Мы от области находимся в 250 километрах. В тот момент, когда мне нужно сырье, им звонишь, делаешь заказ, у них — перебой. А финансовой возможности взять сразу, допустим, пять-десять тонн у нас нет. Поэтому нерентабельно в моем городе заниматься туалетной бумагой».
У обывателей есть еще один резон: рубль подешевел, а значит, товары могут подорожать. Но, во-первых, нынешнее ослабление, как уже подсчитали аналитики, сильного влияния на цены не окажет. Во-вторых, скупают как раз те продукты, которые мы в достаточном количестве производим сами. Гречки мы в какой-то момент начали делать столько, сколько сами не можем съесть.
То же самое касается сахара. Соль мы отчасти импортируем, но из Белоруссии и Казахстана. Поставки из Евросоюза и других стран, где бушует коронавирусная паника, уже несколько лет как запрещены. Да и если понадобится, наши заводы смогут нарастить мощности. Поэтому волноваться не стоит. Хотя на всякий случай закупить соль для русского человека — привычный метафизический поступок.