Экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин осужден заочно на 14 лет
Лента новостей
Его признали виновным в растрате 14,5 млрд рублей. Четверо других бывших топ-менеджеров банка получили от шести до 12 лет колонии
Обновлено в 12:07
Мещанский суд Москвы заочно приговорил к 14 годам лишения свободы со штрафом в 2,5 млн рублей бывшего президента Банка Москвы Андрея Бородина за растрату 14,5 млрд рублей. Об этом Business FM сообщила пресс-секретарь суда Юлия Котимина.
По ее словам, бывший первый вице-президент банка Дмитрий Акулинин был осужден на 12 лет со штрафом в 2 млн рублей. Бывшему вице-президенту Алексею Сытникову суд назначил семь лет колонии со штрафом в 800 тысяч рублей. Бывшего советника Андрея Бородина, главу ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент» Бориса Шемякина и начальника управления дочерних финансовых институтов Банка Москвы Дмитрия Строганова суд приговорил к шести годам колонии каждого со штрафом в 500 тысяч рублей.
Все пять подсудимых были признаны виновными в растрате и присвоении вверенного имущества организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ). «Оглашение приговора началось 10 марта и заняло три дня», — сказала Котимина.
Процесс был заочным, поскольку фигуранты уехали в Великобританию, получив там политическое убежище, в их выдаче было отказано. Разбирательство по их делу длилось с 21 мая 2019 года. По версии следствия, Бородин и Акулинин с 2008-го по 2011 год похитили более 14,5 млрд рублей Банка Москвы. С этой целью они выдавали заведомо невозвратные кредиты и проводили убыточные сделки купли-продажи валюты через подконтрольные организации, не осуществлявшие финансово-хозяйственной деятельности.
Сытникова обвиняли в растрате совместно с Бородиным и Акулининым при пособничестве Строганова и иных лиц денежных средств Банка Москвы при проведении указанных валютных операций. Шемякину вменяли пособничество Бородину и Акулинину при незаконном кредитовании ЗАО «Премьер эстейт». Этой фирме с уставным капиталом 10 тысяч рублей открыли кредитную линию в 12 млрд 760 млн рублей. Средства были выданы под залог 58 гектаров земли в столичном районе Очаково-Матвеевское. Там компания «Интеко», которую возглавляла жена мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина, собиралась построить элитный жилой комплекс «Сетунь-Хиллс». Кредитные средства переместились на личные счета Елены Батуриной и двух вице-президентов ее строительной компании Олега Солощанского и Константина Эделя. Однако проект по строительству жилых домов свернули, а миллиардный кредит Банк Москвы обратно так и не получил. Сама Елена Батурина осталась в деле свидетелем.
Светлана Тимонина, которая была не только гендиректором ЗАО «Премьер эстейт», но и заместителем Бориса Шемякина в ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент», в 2016 году получила пять лет лишения свободы за пособничество в растрате 12,7 млрд рублей. Позже Мосгорсуд отменил приговор, а при повторном рассмотрении дела в 2018 году Мещанский суд Москвы назначил ей срок в два года колонии общего режима. Она вышла на волю в октябре 2019 года.
Адвокаты Бородина и Акулинина Дмитрий Харитонов и Тимофей Гриднев завили Business FM, что не участвовали в процессе по просьбе своих клиентов. Последние посчитали, что разбирательство по их делу будет заведомо несправедливым.
Дмитрий Харитонов адвокат Андрея Бородина «Это было решение самого Андрея Фридриховича, и оно обусловлено в том числе очевидной предвзятостью судебной системы к нему и его товарищам. Для нас очевидно было и то, что не было никакого преступления, поскольку был выдан кредит на приобретение долей общества [ЗАО «Кузнецкий мост девелопмент»], которое обладало 58 гектарами земли, и этот кредит был обеспечен именно этой землей. На этой земле должны были построить огромный девелоперский проект. Поэтому наше решение было обусловлено абсолютным нежеланием участвовать в суде, который можно назвать фарсом».
Назначенный Бородину срок в 14 лет защитник считает беспрецедентным. «Срок в 14 лет за совершение преступления в сфере экономики, которое не причинило никакого ущерба банку, можно назвать показательными приговором в отношении Бородина», — сказал Дмитрий Харитонов.
В свою очередь, Тимофей Гриднев озвучил позицию фигурантов, согласно которой возбуждение уголовного дела в отношении них было связано с желанием передать основной пакет акций Банка Москвы группе ВТБ. «Их позиция как была, так и осталась», — сказал адвокат.
По его мнению, российский суд «не готов на сегодняшний день принимать реально законные и правосудные решения, особенно по экономическим делам». Свидетельством тому является дело Светланы Тимониной, полагает Гриднев.
Тимофей Гриднев адвокат Дмитрия Акулинина «Приговор в отношении Тимониной не просто ужасен, он безумен. Это что-то невероятное. Бедную женщину осудили тогда, когда все стороны получили полную сатисфакцию: землю, деньги, а ее осудили и при всем этом еще и иск предъявляют на ту же самую сумму. Я считаю, что это уже совсем перебор, и я абсолютно согласен с Акулининым: после приговора Тимониной уже было понятно, что в отношении других фигурантов ничего лучшего не будет».
Решение о возможности обжалования приговора в Мосгорсуде защитники обещали принять после консультации со своими клиентами.
Впрочем, этот приговор может оказаться не последним для бывших «топов» Банка Москвы. Ранее СК сообщал, что продолжает расследование других эпизодов в отношении Бородина, Акулинина и их соучастников. «Нам пока о них ничего не известно», — сказал Тимофей Гриднев.