Кассационный суд обязал Мосгорсуд пересмотреть приговор гражданскому активисту Котову
Лента новостей
Приговор по его делу оспаривали и защита, и обвинение. Также пересмотреть законность ранее вынесенных судебных актов просила уполномоченный по правам человека в РФ
Второй кассационный суд общей юрисдикции 2 марта не отменил приговор гражданскому активисту Константину Котову, осужденному на четыре года лишения свободы за неоднократные нарушения на митингах (ст. 212.1 УК РФ). Однако вышестоящая инстанция передала его дело на новое апелляционное рассмотрение в Мосгорсуд. Об этом сообщает корреспондент Business FM.
«Уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд», — сказала председательствующая в тройке судей. При этом судьи оставили Котова под стражей до 2 мая.
Приговор оспаривали и защита, и обвинение. В своем представлении Генпрокуратура просила снизить осужденному наказание до одного года лишения свободы.
Защита же требовала отменить приговор Тверского суда Москвы от 5 сентября, апелляционное постановление Мосгорсуда от 14 октября и прекратить уголовное преследование Константина Котова, разъяснив ему право на реабилитацию. Адвокаты считали уголовное преследование активиста незаконным.
В последний момент жалобу защиты поддержала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
Толпа сочувствующих
На заседание приехали несколько десятков сочувствующих, среди которых были священнослужители, правозащитники и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Вместе с журналистами набралась почти сотня человек. Несмотря на то что для слушания выделили самый большой зал, мест хватило не всем. Оказавшись внутри, СМИ остались без связи: оказалось, что интернет по какой-то причине там не работает. Для слушателей и прессы открыли зал с телетрансляцией.
Сам Котов — налысо бритый 35-летний мужчина в тюремной робе — участвовал в заседании по видео-конференц-связи из мужской колонии в Покрове. Поддержать его приехали родители и теща — мать фигурантки громкого дела «Нового величия» Анны Павликовой.
Как только все расселись, пришлось объявлять перерыв: в процесс вступили два представителя уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой, которым дали время на изучение кассационных жалоб адвокатов и представления прокуратуры. После этого возникли неполадки со связью. В итоге слушание вместо 11 утра стартовало на полтора часа позже.
Передумавшая прокуратура
Вначале тройка судей предоставила слово двум представителям прокуратуры. Они поддержали представление замгенпрокурора Леонида Коржинека, который просил смягчить Котову наказание до года колонии.
Прокуроры апеллировали к тому, что Котов более двух раз за полгода привлекался к административной ответственности за нарушения порядка на митингах, а 10 августа был задержан в четвертый раз. «Он принял участие в несанкционированном митинге, который проходил в центре Москвы вблизи зданий администрации президента в вечернее время, в нем принимали участие более 1,5 тысячи человек, что как таковое влечет угрозу причинения ущерба другим гражданам: ограничение пешеходного движения, создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры», — заявила представитель надзорного ведомства.
Она добавила, что 8 августа участковый Кудряшов предупредил Котова о недопустимости участия в запрещенном мероприятии и разъяснил, что его может ждать. Однако фигурант все же пошел на митинг.
Попросив снизить срок, прокуроры сослались на то, что при назначении наказания суд первой инстанции не в полной мере учел данные о личности фигуранта: то, что Котов ранее не был судим, положительно характеризуется, оказывал помощь родителям-пенсионерам. Несмотря на это, суд назначил ему наказание, приближенное к максимальной санкции статьи, сказали представители прокуратуры.
Юрист Игорь Гаврилюк из аппарата уполномоченного по правам человека призвал кассационный суд пересмотреть ранее вынесенные судебные акты «на предмет законности и обоснованности». Он обратил внимание служителей Фемиды на то, что действия Котова носили хоть и противоправный, но мирный протестный характер. «Суд первой инстанции не проверял реальную угрозу вреда здоровью или иным ценностям», — подчеркнул он.
«Сбой российского правосудия»
В свою очередь, 13 адвокатов осужденного называли уголовное преследование активиста незаконным и требовали прекратить дело за отсутствием в его действиях состава преступления. «Тот факт, что мы все тут собрались, сигнализирует чудовищный сбой работы российского правосудия», — открыла выступление защиты адвокат Мария Эйсмонт.
Она утверждала, что «проход гражданина в течение 38 секунд от станции метро по подземному переходу вглубь сквера» к памятнику героям Плевны в районе станции метро «Китай-город» не может содержать признаки уголовного деяния, предусмотренного статьей 212.1 УК РФ. Ссылаясь на решение Конституционного суда, Эйсмонт отметила, что задержание гражданина за нарушения на митингах больше двух раз в течение полугода само по себе недостаточно для привлечения по вышеназванной статье. А никакого вреда гражданам, имуществу и общественной безопасности Котов не нанес, с его стороны не было даже угрозы причинения вреда, сказала она.
Эйсмонт была убеждена: ранее вынесенные по делу судебные акты не подлежат «косметическому редактированию». «Их можно только отменить, они противоречат понятиям о добре и зле и практике Конституционного суда», — сказала адвокат. Она призвала немедленно освободить фигуранта.
Ее единодушно поддержали коллеги, одна из которых, Анна Ставицкая, не удержалась от едкого выпада в сторону своих процессуальных противников. «Мы собрались тут, 13 адвокатов, не потому, что нам нравится ходить по судам: мы хотели выразить свою гражданскую позицию», — сказала защитница. Она заметила, что довольно часто люди выбирают компромиссную позицию, соглашаясь на предложенное прокуратурой снижение срока. «Тогда и волки сыты, и овцы целы. Всем понятно, почему это происходит, ведь, когда человек находится в тюрьме, ему трудно сидеть и он поскорее хочет выйти на волю», — пояснила адвокат. Однако, заверила она, в деле Котова такого не будет: защита не смирится со снижением срока и будет обжаловать приговор, пока не добьется отмены несправедливого решения.
При этом Ставицкая обратила внимание судей на переменчивость позиции гособвинения, которое вначале просило для Котова 4,5 года колонии, а затем, в апелляции, назвало срок в четыре года справедливым. Адвокат почеркнула, что активист получил срок, который назначают убийцам и ворам, лишь за то, что он «вышел на мирное шествие и высказал свою гражданскую позицию». Ей вторили ее коллеги, говорившие о том, что приговор Котову «всколыхнул все юридическое сообщество» и нельзя судить людей за участие в мирных политических акциях.
«Представители прокуратуры уже в суде третьей инстанции не могут нам объяснить, какими именно действиями Котов мешал проходу граждан и создавал помехи работе транспорта, — сказала одна из защитниц. — Этот приговор незаконен от первого до последнего печатного знака, а невинно осужденный гражданин Котов должен быть немедленно освобожден в зале суда».
Завершил речь защиты один из самых опытных адвокатов Москвы, Юрий Костанов. «Известно же, что из тысяч котят не сделаешь тигра. Почему же тут такое происходит?» — задал он риторический вопрос. При этом защитник подчеркнул, что в деле Котова не было описания «преступных деяний» подсудимого, был лишь «набор демагогических фраз», а «политика воцарилась над законом».
Сам Котов не стал долго останавливаться на своем деле. «Оно простое, как формула дважды два. Если бы не желание кого-то во власти показательно наказать меня, как и других фигурантов [дела о летних протестах], то оно должно было бы развалиться еще на стадии досудебного следствия, — сказал он. — Вместо этого Следственный комитет, а затем Тверской районный и Московский городской суды с упорством, достойным лучшего применения, издевались над здравым смыслом, правом и правосудием. Мирный протест оказался в их глазах совсем не мирным, а якобы угрожающим здоровью, имуществу и безопасности». Он призвал судей «прервать абсурд, который творился все это время». При этом осужденный вспомнил фигурантов дел «Сети» (запрещенная в РФ организация) и «Нового величия», которые, на его взгляд, также были незаконно привлечены к уголовной ответственности.
В совещательной комнате судьи пробыли полчаса. Выйдя оттуда, они отменили не сам приговор Тверского суда столицы, а только решение апелляции. Дело же активиста было направлено на апелляционное рассмотрение в Мосгорсуд, который должен заново рассмотреть вопрос о законности судебного акта.
Таким образом, как пояснили защитники, приговор Котову считается не вступившим в силу. В связи с этим осужденного должны будут этапировать из колонии в один из столичных СИЗО.
Комментируя решение Второго кассационного суда, адвокат Анна Ставицкая предположила: по всей видимости, судьи высшей инстанции не захотели брать на себя ответственность и решили, что ошибки должны исправлять те, кто их допустил. «Будем надеяться, что именно это суд и имел в виду, когда отменил и признал незаконным апелляционное определение Мосгорсуда», — сказала она. А Мария Эйсмонт была уверена: в итоге защита добьется прекращения дела по реабилитирующим основаниям и освобождения фигуранта. «Вопрос в том, когда это произойдет. Мы бы хотели, чтобы число инстанций, которые нам придется для этого пройти, было минимальным, но если их будет столько, сколько их будет, мы готовы пройти их все, пока не придем к единственному возможному законному, справедливому решению, которое может быть: полному освобождению Котова, его реабилитации и извинению перед ним — неравнодушным, хорошим человеком РФ», — заявила защитница.
Если решение вновь устоит в Мосгорсуде, у защиты будет возможность подать на него кассационную жалобу, а также обратиться в Верховный суд России, а при необходимости — в Европейский суд по правам человека.
Двое осужденных
Согласно материалам дела, ведущий программист компании DSSL из Москвы Константин Котов в течение полугода пять раз (2 марта, 13 мая, 12 июня, 19 июля и 10 августа 2019 года) привлекался к административной ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях, получая штрафы и административные аресты.
Владимир Путин 25 января поручил проверить дело Котова, а спустя два дня Конституционный суд РФ обязал пересмотреть приговор. Он указал, что при вынесении приговоров по статье 212.1 УК РФ суды обязаны изучить все обстоятельства дела и достоверно установить, что действия подсудимого на публичном мероприятии несли реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан или юридическим лицам или имуществу, окружающей среде, общественному порядку и безопасности. Неудобства, связанные с проведением публичных мероприятий (ограничение пешеходного движения, создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и другие), не могут расцениваться как такая угроза.
Котов — второй человек в России, получивший реальный срок по статье о неоднократном нарушении правил проведения митингов. Первым был Ильдар Дадин. В декабре 2015 года он был осужден на 3,5 года лишения свободы, впоследствии наказание было снижено до 2,5 года. В феврале 2017 года президиум Верховного суда РФ приговор отменил, а Дадина освободили. Позже он отсудил 2,2 млн рублей за незаконное уголовное преследование.