Мир поразил информационный коронавирус. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Похоже, мир впервые в истории столкнулся с таким явлением, как «информационная эпидемия», или «инфодемия», когда массмедиа, распространяя драматические новости, провоцируют еще большую панику», — говорит политолог
Владимир Путин обсудил с главами нефтегазовых компаний влияние эпидемии коронавируса на мировую экономику и рынок нефти. Как говорилось на совещании, ситуация с распространением коронавирусной инфекции COVID-2019 в России находится под контролем, а накопленные резервы способны обеспечить исполнение всех бюджетных и социальных обязательств даже при ухудшении глобальной экономики.
В то же время вспышка COVID-19 сегодня затрагивает всю систему мирохозяйственных связей, поэтому необходимо обсудить, как реагировать на ситуацию с коронавирусом в мировой экономике, отметил Путин. Во всем мире, по данным ВОЗ на 29 февраля, зафиксировано более 85 тысяч случаев заболевания новым коронавирусом. Из них около трех тысяч — с летальным исходом. Наибольшее число заразившихся COVID-2019 выявлено в Китае, на втором месте по распространенности в мире — Южная Корея. На первом месте в Европе и на третьем в мире — Италия. В России ограничено авиасообщение с Китаем, Ираном и Южной Кореей. Как может ситуация развиваться дальше?
Заболевания, вызванные коронавирусом, выявляются каждый день все в новых странах. И хотя ВОЗ пока не объявляла пандемии, в ответ даже на отдельные вспышки все новыми странами принимаются такие меры, которые сами по себе являются куда более мощным разрушительным фактором по отношению к экономике, нежели сугубо медицинские последствия эпидемии. Все видят, как организован карантин в Китае, и почти все с ужасом понимают, что организовать что-либо хотя бы близкое по жесткости в случае разрастания масштабов эпидемии практически ни одна, даже самая богатая страна мира не способна без того, чтобы полностью не обрушить экономику.
В среднем смертность от нового коронавируса составляет 2,3%. Однако она неравномерна по возрастам. Если для людей до 50 лет она сравнима со смертностью от обычного гриппа — на уровне 0,2-0,4%, то для возраста 50-59 лет она увеличивается до 1,3%, для 60-69 лет — до 3,6%, для 70-79 лет — до 8%, и наконец, для тех, кто старше 80, она составляет около 15%.
Невольно встает вопрос о соразмерности принимаемых карантинных мер для тех, кто младше 50, в результате которых наносимый экономический ущерб может косвенно увеличить заболеваемость и смертность по многим другим направлениям. От обычного гриппа в США с октября прошлого года уже умерли около 20 тысяч человек, но паника началась тогда, когда от коронавируса скончался пациент дома престарелых в Сиэтле.
Похоже, мир впервые в истории столкнулся с таким явлением, как «информационная эпидемия», или «инфодемия», когда массмедиа, распространяя драматические новости, провоцируют еще большую панику. Также и политики, которые привыкли чутко реагировать на флуктуации общественных настроений, не могут не показывать запредельную решимость бороться с насморком и пневмонией каждого отдельного человека. Но лишь потому, что эта пневмония вызвана тем вирусом, которым пугают СМИ.
Недавний обвал на биржах, ставший самым масштабным с 2008 года, явился также беспрецедентным для последних лет двухсот, ибо еще ни разу фондовые рынки не падали от эпидемий даже куда большего масштаба. Например, в 1957 году, когда от азиатского гриппа по всему миру скончалось около миллиона человек. Они не падали так в 2002-2003-м, когда была эпидемия атипичной пневмонии со смертностью раз в десять большей. Но тогда не было соцсетей и блогеров-паникеров. И они даже не чихнули в апреле-мае 1986 года, когда взорвался чернобыльский реактор и вся Европа была на волоске от гибели.
Но сейчас, когда число заболевших по всей Европе исчисляется пока лишь сотнями, это вызывает приостановку футбольного чемпионата в Италии, отмену Женевского автосалона и Берлинской туристической ярмарки, закрытие театра Ла Скала в Милане и Лувра в Париже, вообще отмену или резкое ограничение массовых мероприятий во Франции, Швейцарии и Германии. Число авиаперелетов по всему миру снижается в крутом пике. Но что же тогда надо будет предпринимать через месяц, если счет заболевших пойдет уже на тысячи или на сотни тысяч? Тут просто не просматривается никакого запаса хода. Трудно себе представить полную остановку всей мировой экономики.
Вот еще цифры: за прошлогодний осенне-зимний сезон только в Америке гриппом заболели почти 43 млн человек, госпитализированы 647 тысяч, умерли более 60 тысяч, а годом ранее умерли от гриппа 79 тысяч человек. Хотя нынче случай особый, средняя смертность все же заметно выше, а всякое государство обладает повышенной реакцией на новую и непросчитываемую угрозу.
Есть также сильные подозрения, что вирус со столь длительным инкубационным периодом уже давно присутствовал в США и в Европе, но его просто не выявляли. Ровно такое же подозрение возникает и по поводу нашей страны, где попросту нет достаточного числа тест-наборов. К тому же, признаемся честно, мы банально не готовы к карантинным мероприятиям по китайскому образцу ни по каким параметрам даже отдаленно, в том числе в плане возможностей нашей медицины. Неужели она сможет обеспечить каждому зараженному отдельный изолированный бокс?
Поэтому на сегодня ничего, кроме призывов к спокойствию, здравомыслию и соблюдению элементарных норм гигиены и предосторожности в поведении, на самом деле, предложить нечего. Но именно эти меры, возможно, на деле и являются самыми адекватными.