Эрдоган де-факто разорвал договор с Европой о сирийских беженцах
Лента новостей
Турецкий президент заявил, что его страна открыла свои границы с Евросоюзом для сирийских беженцев. Республику через приграничную с Грецией и Болгарией провинцию покинули уже более 76 тысяч человек
Согласно договору от 2016 года, нелегалы, прибывавшие на территорию Евросоюза из Турции, возвращались обратно, а сама Турция всеми возможными способами перекрывала сухопутные и морские пути. В результате, если в 2015 году в Европу попали более 1 млн мигрантов с юга, в 2018-м это число сократилось почти в десять раз. Взамен Анкара должна была получить 6 млрд евро помощи и ослабление визового режима для турок.
Теперь беженцы буквально штурмуют Евросоюз. Так, границы Турции с ЕС на утро 1 марта пересекли 76 358 мигрантов, сообщил глава МВД Турции Сулейман Сойлу.
Ранее, выступая перед членами своей партии в пятницу, Реджеп Эрдоган сказал, что Турция более не намерена препятствовать проходу беженцев в Европу. Причем Эрдоган не увязывает напрямую тему возможного пропуска беженцев с тем, что происходит в Идлибе и тем почти миллионом беженцев, которые ждут с сирийской стороны. Он говорит только о деньгах. Поэтому это не угроза, а констатация. Граница открыта, говорит политолог, профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции Тогрул Исмаил.
Тогрул Исмаил профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции «Проблема беженцев — это не только проблема Турции. Фактически получается, что в зоне, которую контролирует Турция, или в самой Турции граждан Сирии больше, чем в самой Сирии. Турция просто не препятствует проблеме беженцев. Кто хочет остаться — остается. Кто хочет уехать — может перебраться. Любые границы для беженцев сейчас открыты».
Сейчас беженцев организованно — автобусами муниципалитетов, которые контролируются правящей партией, — везут к границе с ЕС. Причем сирийцев среди них немного, свидетельствует директор турецкой Ассоциации исследований прессы и закона Барыш Алтынташ:
Барыш Алтынташ директор турецкой Ассоциации исследований прессы и закона «Люди на автобусах, принадлежащих муниципалитетам, государственной партии, ехали в Болгарию и Грецию. Но их не пускали. Вчера ночью очень много семей ждали и несколько вернулись в Стамбул. Большинство беженцев, которые пытаются уехать, не сирийцы, это афганцы, пакистанцы, люди из Ирака и так далее».
На самом деле Эрдоган затеял этот маневр в целях оказания давления на Россию, чтобы она перестала поддерживать Башара Асада, считает руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
Владимир Фитин руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований «Он все время говорит, что ему недоплачивают за то, что он содержит беженцев. В связи с резким обострением ситуации в Идлибе он рассчитывает прежде всего на то, что угроза новой волны беженцев вынудит Евросоюз сделать все для того, чтобы оказать давление на Россию. Через Россию — на президента Асада, чтобы остановить любые боевые действия и прекратить уничтожение этого последнего террористического анклава в Сирии».
Международные соглашения гласят, что беженцев из зоны военных действий нельзя высылать не только в страну, в которой идет война, но и в сопредельные государства. Поэтому, когда сирийцы из Турции попадают, например, в Грецию, Евросоюз обратно их выслать не имеет права. А вот граждан других стран он высылает достаточно энергично. Из общего числа беженцев с начала миграционного кризиса именно сирийцев, то есть тех, кто имеет 100-процентное право на убежище, в Европу въехало значительно меньше миллиона. Поэтому угроза Эрдогана увеличить это число в несколько раз для Брюсселя, мягко говоря, не очень приятна.