«Коммерсантъ»: грузоперевозчики пожаловались президенту на таможенников
Лента новостей
Перевозчики утверждают, что грузы задерживаются из-за предполагаемого перевеса и направляются на дорогостоящее хранение, а также сообщают о порче и хищении товаров
Автоперевозчики направили письмо Владимиру Путину с жалобой на таможенников, которые задерживают груз на основании предполагаемого перевеса и направляют его на дорогостоящее хранение, сообщает газета «Коммерсантъ». В письме речь идет, в частности, о Выборгской таможне.
Как пишет «Ъ», сроки оформления транзита на многосторонних автомобильных пунктах пропуска растягиваются до двух суток вместо четырех часов, а досмотр на складах временного хранения увеличивается до месяца. Эксперты отмечают, что стоимость простоя на таком складе для одного автомобиля составляет не менее 50 тысяч рублей.
Помимо этого, перевозчики говорят о порче и хищении товара, а также о размещении таможенниками на весах посторонних товаров или же «воздействии на них массой тела». Штрафы за перевес составляют от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Перевозчики просят президента учесть их предложения в новом Кодексе об административных правонарушениях.
Президент корпорации «ЕМСТС» Владимир Елин считает, что ситуацию может разрешить использование искусственного интеллекта.
Владимир Елин президент корпорации «ЕМСТС» «Возможно, здесь двоякая ситуация. С одной стороны, есть и нарушения со стороны таможни, и со стороны самих коммерсантов, которые являются импортерами или экспортерами в зависимости от ситуации. Как с этим бороться? Я думаю, что пора переходить на частичный искусственный интеллект, при котором решение о пошлине, сборе или другом решении принимается неким алгоритмом, где нет человеческого фактора. Когда есть человеческий фактор, всегда могут происходит подобные нарушения. Тот же перевес, если это влагособирающие материалы или продукты, которые везутся в коробках, они могут отклоняться при изменении влажности, причем значительно. Десять килограммов от 20 тонн — это 0,02%, но за это цепляются как чуть ли не за криминал. Груз консолидированно идет в Европу на логистические хабы, а потом перераспределяется и частично идет в Россию. И в Россию ему удобнее идти через Выборгскую таможню, потому что там есть море, там развитая инфраструктура. Поэтому там, где идет максимальный поток груза, и максимально возможны нарушения».
Некорректное взвешивание может сильно сказаться на любом перевозчике, говорит президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Владимир Матягин президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» «Я полностью согласен, ко мне эти люди приходили. Я думаю, это происходит не только на Выборгской таможне, это на всей территории России. Удерживаются машины на складах временного хранения, приличные суммы денег капают. Находится масса причин для того, чтобы дольше их задержать. А это тысячи и тысячи перевозчиков, которые проезжают границы. Самая главная претензия — непрозрачность оформления и много препонов в законодательстве, которые или невозможно выполнить, или выполняются они длительное время. Есть возможность удерживать автомобили на складах временного хранения, а это деньги. Что касается весового контроля, во-первых, могут использоваться разные типы весов. Если это передвижные весы, там должно быть бетонное основание, ровная поверхность и масса других вещей. Даже если бетонное основание поддерживать в должном состоянии, то на нем от шин образовывается колейность, а миллиметры колейности меняют показания весов. Вот эти 400-500 килограммов, на которые перевозчик попадает, и из-за этого его потом наказывают. Штраф за весогабаритные нарушения доходит даже до 500 тысяч рублей. И это больно. Перевозчики 500 тысяч рублей в год даже чистой прибыли, наверное, не зарабатывают. То есть некорректное взвешивание может поставить на колени любого перевозчика. И это инструмент для коррупционных схем».
Ситуация с Выборгской таможней не тенденция, а споры необходимо разрешать, обращаясь к конкретным постам и сотрудникам ФТС, исходя из конкретных ситуаций, утверждает гендиректор «Русского агентства складского сервиса и дистрибьюции» Леонид Шляпников.
Леонид Шляпников гендиректор «Русского агентства складского сервиса и дистрибьюции» «Если это обращение относится к Выборгской таможне, это, возможно, какие-то частные отношения какой-то бизнес-структуры с Федеральной таможенной службой. Это однозначно не тенденция. У нас в практике все вопросы, которые с коллегами возникают, решаются в рамках действующих правил и рациональности бизнес-этики. Сказать, что есть какие-то катастрофические проблемы в Европейской части и на Дальнем Востоке, северо-западе, юге — ничего подобного давно уже на рынке не присутствует. Я бы вместо того, чтобы писать письма общего содержания, обращался бы к конкретным сотрудникам ФТС применительно к конкретным постам и к конкретным ситуациям. Человеческий фактор никто не отменял, какие-то проблемы возникать могут, но мы возим грузы, и я не могу сказать, что есть какие-то фатальные перекосы с рисками, весами, ассортиментом. В моей практике их нет».
По данным «Коммерсанта», администрация президента перенаправила обращение перевозчиков в Федеральную таможенную службу, где ответили, что в деятельности Выборгской таможни не выявили чрезмерного использования инспекционно-досмотровых комплексов.
В ФТС заявили, что контроль за сроками таможенных операций проводится постоянно, а весогабаритный контроль регулирует Минтранс. Главной проблемой повышения пропускной способности в ФТС называют устаревшую инфраструктуру, которая не отвечает объемам трафика. Предложение перевозчиков не открывать дела за перевес в таможенной службе назвали не соответствующим праву ЕАЭС, которое «влечет риск выбытия товара из-под таможенного контроля и его ввода в незаконный оборот».