Мишустин назвал ипотеку очень дорогой и призвал банки не «накручивать» ставки
Лента новостей
Средняя ставка по ипотеке составляет 9%. По словам премьер-министра, это не может помочь россиянам улучшить жилищные условия
Обновлено в 16:49
Михаил Мишустин на заседании правительства призвал лишить банки возможности «накручивать» ставки по ипотеке и потребовал опустить их ниже 8%, пишет ТАСС.
Премьер также поручил проанализировать ситуацию по ипотеке в России и обсудить возможность упрощения порядка ее рефинансирования.
Михаил Мишустин председатель правительства РФ «В среднем ставка по ипотеке в декабре предыдущего года составляла 9%. И это бремя даже для семьи со средними доходами, которая решается на заем у банков. С такой ставкой мы не сможем помочь людям улучшить жилищные условия, а это национальная цель развития, которую поставил президент и которую мы обязаны достичь. Ипотека остается очень дорогой, и здесь президент ясно дал понять, что ждет от нас ставок по ипотечным кредитам ниже 8%».
Глава кабинета министров призвал создавать дополнительные стимулы для развития жилищного строительства, повышать эффективность использования земли, обеспечивать своевременную инженерную подготовку территории.
Вряд ли Мишустин предполагает прямое вмешательство властей в экономику и директивное снижение ставок, считает первый зампред совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев.
Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Банки сами крайне заинтересованы в снижении операционных расходов и занимаются этим ежедневно, ежечасно. Что касается снижений ставки, то они выработаны на основе конкуренции на рынке, и они будут вести себя ровно так, как чувствует себя рынок. Я не совсем понимаю, как это можно сделать директивным способом. Мне кажется, что это невозможно. Если это будет продукт убыточный и невыгодный для банков, они просто уйдут с этого рынка, вот и все. У нас достаточно государственных банков, которые, видимо, в состоянии это сделать. В этих условиях тогда не будет рынка, это будет уже совершенно другой институт, не рыночный, а государственный».
Не приведет ли удешевление строительства к ухудшению его качества? Комментирует председатель совета директоров, партнер и основатель Kalinka Real Estate Consulting Group Екатерина Румянцева.
— Я думаю, что речь шла совсем о другом. Речь шла о том, что за счет эффективного управления, за счет эффективных тендеров и просто эффективного всего процесса строительства можно достичь более низкого ценового порога по каким-то объектам. Хотя сегодня девелоперы и так находятся в достаточно жестких условиях касательно конъюнктуры, потому что, несмотря на то, что спрос по-прежнему есть, конкуренция чрезвычайно велика и никто не говорит о сверхприбылях девелоперов в текущий момент. Если же произойдет снижение ставок, то, соответственно, это приведет к дополнительному спросу, что позволит девелоперам быстрее выходить из объекта, быстрее реализовывать свои площади в качественных объектах недвижимости. Это может привести к незначительному снижению стоимости, рынок может стать, скажем так, более активным.
— Нерыночные механизмы могут привести к тому, что коммерческие банки просто уйдут из этого сегмента рынка. Насколько эта грань тонка?
— Грань, безусловно, очень тонкая, потому что коммерческие банки работают для извлечения прибыли. Если вводить какие-то очень жесткие механизмы государственного регулирования в этих банках, то, действительно, банки коммерческие имеют право отказаться от работы с тем или иным финансированием. Но останутся государственные банки, тогда нельзя говорить ни о какой рыночной экономике.
Ранее, 7 февраля, вице-премьер Марат Хуснуллин назвал ставку по ипотеке в 9% «преступлением». Во вторник, 11 февраля, он написал в Twitter, что «начал разбираться с ипотекой», и попросил пользователей социальной сети рассказать об условиях их кредитования. Эти данные, по словам вице-премьера, помогут ему «получить реальную ситуацию по рынку от тех, кто пользуется продуктом, а не отчетные цифры».
Странно слышать от нового премьера, что банки «накручивают», поскольку ипотечная ставка определяется ключевой ставкой, а ее Банк России опустил до 6% только на прошлой неделе, комментирует вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко.
Ирина Радченко вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости «Банк занимает у ЦБ под эти самые 6%. Он берет деньги у граждан, когда открывает депозиты, под те же 6%. И 2% — это маржа банка, куда входят работа с заемщиками, риски, обслуживание кредита. Поэтому 8% — это справедливая ипотечная ставка на сегодняшний день в тех экономических реалиях, которые создает тот же премьер и все остальные. Если мы будем сейчас резко снижать ипотечные ставки, то это как минимум разгонит покупательский спрос в то время, как сейчас введение квадратных метров, к сожалению, не растет, а даже падает. И сейчас строительный комплекс лихорадит из-за перехода на эскроу-счета. Я считаю это как минимум неблагоразумным, потому что, удешевляя ипотеку, не создавая адекватного роста предложения, мы просто толкнем цены вверх, что, кстати, и произошло в прошлом году — цены выросли в среднем по России на 8%. Таким образом, доступность жилья для граждан будет оставаться мечтой, потому что важны не столько ставки по ипотеке, сколько еще стоимость квадратного метра».
В пятницу, 7 февраля, когда впервые прозвучали заявления Хуснуллина о завышенной ипотечной ставке, Банк России снизил ключевую ставку до 6%. Уже со вторника о снижении ставки по ипотечным кредитам сообщили «Дом.РФ», ВТБ и Альфа-Банк. Минимальная ставка у двух последних составляет чуть менее 8%. С 13 февраля снижает ипотечную ставку Промсвязьбанк: его минимум — 7,5%. Кроме того, по некоторым ипотечным продуктам максимальные ставки снизились в Совкомбанке, Юникредит банке, банке «Санкт-Петербург», а также Транскапиталбанке и Металлинвестбанке.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина на встрече банкиров с руководством ЦБ 13 февраля заявила, что ипотечные ставки в начале 2020 года опустились ниже 9% и продолжат снижаться.