Дело «Сети»: фигуранты отказались от признаний, заявив о пытках
Лента новостей
Обвиняемые по делу об участии в террористической организации, запрещенной в Росcии, получили от шести до 18 лет. Правозащитники говорят о чрезмерной строгости приговора, защита намерена его обжаловать
В организацию «Сеть», признанную террористической и запрещенную в России, входили анархисты и антифашисты. По версии следствия, они планировали совершить атаки во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу 2018 года, конечная цель — свержение власти насильственным путем.
В качестве доказательств обвинение предъявляло огнестрельное оружие и взрывчатые вещества, изъятые при обысках у некоторых фигурантов. Защита настаивает на том, что на оружии не было отпечатков пальцев подсудимых и предполагает, что стволы их подзащитным могли подбросить. Среди аргументов обвинения также регулярные выезды молодых людей за город и тренировки по ведению боевых действий. Защита же настаивает, что фигуранты дела «Сети» увлекались страйкболом — военно-тактической игрой, похожей на пейнтбол, только вместо шариков с краской — пластиковые шарики калибром от шести до восьми миллиметров.
Но основа обвинения — явка с повинной Егора Зорина — одного из фигурантов, которого впоследствии отпустили на свободу и перевали в статус свидетеля, а также признательные показания самих подсудимых. Большинство из них позднее заявили, что признались под пытками или под угрозой их применения. Несколько фигурантов говорили о том, что их пытали током. Однако, по версии ФСБ, к одному из обвиняемых шокер был применен законно — он якобы пытался выбежать из машины, которая его перевозила, а следы, найденные на теле другого фигуранта, медики признали следами от укуса клопов.
В ходе процесса адвокат одного из фигурантов дела Дмитрия Пчелинцева Оксана Маркеева заявляла, что следователь Меркушев не проверил должным образом заявления фигурантов о пытках.
А вот человек, у которого врачи диагностировали перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, — петербуржец Игорь Шишкин — на пытки не жаловался. Он подписал бумагу о том, что травмы получены на тренировке, признал вину и получил всего 3,5 года. Остальные фигуранты приговорены к срокам от шести до 18 лет колонии — как общего, так и строгого режима. Комментирует правозащитник Лев Пономарев.
Лев Пономарев правозащитник «Ни одного факта, который подтверждал бы подготовку терактов, хотя бы устную подготовку к реальному теракту, то есть чтобы обсуждали конкретный план где-то что-то взорвать, даже этого нет. Тем не менее дают срок 18 лет, как настоящим террористам, которые действительно что-то взрывали. Это запугивание».
Осужденные настаивают, что ни в какой террористической организации они не состояли и что до возбуждения дела многие из них даже не были знакомы друг с другом. Пока итог таков: 27-летний Дмитрий Пчелинцев — 18 лет строгого режима, 23-летний Илья Шакурский — 16 лет строгого режима, 30-летний Андрей Чернов — 14 лет строгого режима, 25-летний Максим Иванкин — 13 лет строгого режима, 25-летний Михаил Кульков — 10 лет строгого режима, 31-летний Василий Куксов — девять лет строгого режима, 27-летний Арман Сагынбаев — шесть лет колонии общего режима. Все как прочил прокурор. Впереди апелляция.