«Полное безразличие во всех структурах власти». Чем объяснить безынициативность чиновников?
Лента новостей
Счетная палата пришла к выводу, что у правительства не все гладко со стратегическим планированием и выполнением нацпроектов. Почему чиновники взяли на вооружение свой нацпроект — «не планировать, не тратить и не строить»?
Счетная палата обнаружила, что в правительственных документах нет почти половины показателей, отраженных в национальных проектах. Из чего СП сделала вывод, что у кабинета плохо со стратегическим планированием, сообщает РБК. Что думает бизнес о системе и психологии чиновников?
Генеральный директор карельской компании MB-Barbell Вадим Маркелов в разговоре с Business FM сразу вспомнил о спортивном нацпроекте. Предприниматель производит спортоборудование. Его конкуренты — китайцы с менее качественными, поддельными товарами. Бизнесмен рассказывает, что не раз обращался к чиновникам из разных министерств. Он, естественно, заинтересован, чтобы спорт в стране развивался вместе с отечественными производителями, чтобы заказы получали наши. И не то чтобы власти отказывают, просто не разговаривают, говорит Вадим Маркелов.
Вадим Маркелов генеральный директор компании MB-Barbell «Обращаемся в министерство спорта, в министерство промышленности и торговли, в министерство финансов, которое обязано определить, вот эти деньги вообще государство будет направлять или нет. Но в результате мы получаем всегда одну и ту же ситуацию — полное безразличие во всех структурах власти, полное вообще. Они как будто не видят, не замечают, им все равно. То есть они живут своей жизнью абсолютно, параллельной и с нами не связанной».
О параллельной жизни чиновников, по сути, говорит и отчет Счетной палаты. Казалось бы, есть майский указ президента, который ставит конкретные цели, и министерства должны их выполнять. Добиться показателей: по строительству дорог, больниц, школ и так далее.
Палата проанализировала планы правительства и обнаружила, что почти половина показателей, которые заложены в нацпроектах, в документы правительства не входят, то есть нет у министерств таких планов. У президента есть, а у правительства нет. Такая система, продолжает член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов.
Дмитрий Несветов член совета московского отделения «Опоры России» «Основная масса решений в чиновничьем поле, в сфере вообще государственного управления принимается по вертикали. А какие могут быть мотиваторы для принятия решения у вышестоящего начальника, заранее предположить невозможно. Это может быть, не знаю, спектр — от борьбы группировок и решения, воли вышестоящих органов до личной неприязни».
Президент группы компаний «Основа», а в прошлом сооснователь ГК «Мортон» Александр Ручьев в интервью Business FM рассказал, как он работал в Германии. Там есть 15-летний план по строительству. Над ним долго работают, утверждают. И после того как примут, менять его уже нельзя. Паровоз тронулся, и обратной дороги нет. Поэтому там все знают, что будет построено за 15 лет. И за этот же срок готовят следующий план, на новую 15-летку.
В России же за год утвердят, поменяют, еще раз утвердят и снова поменяют. И те, кто это делает, потом отвечать не будут. Они или сменят работу, или вообще уедут из страны, говорит Александр Ручьев.
Александр Ручьев президент группы компаний «Основа»«Ради чего государственному чиновнику сейчас принимать долгосрочные решения? Есть ли у него долгосрочная мотивация, именно с большой буквы Родина? Или такой мотивации нет и быть не может? Потому что они точно знают, что через 10-15 лет они не будут чиновниками. И все их решения, которые они примут здесь, не им расхлебывать. Мы же видим, куда перемещаются потом наши великие товарищи. Они не могут быть институтом развития, и мы попали в некую ловушку, что никто не думает о будущем, все живут настоящим».
Даже самые ярые противники советской идеологии признают, что она в этом смысле работала. Чиновники знали, что через десять лет они останутся на госслужбе. Да и граница была закрыта, и вывести через офшор валюту нельзя. Сейчас же чиновник проработает лет пять, за это время дружественные ему компании получат госзаказы. Построят, перестроят, заработают денег, и до свидания.
Кстати, это еще не худший вариант. Выгоднее всего вообще ничего не делать. И служащих можно понять: попробуй не так потратить государственную копейку — придут прокуроры, а за ними следователи. Поэтому «не планировать, не тратить и не строить» — тоже своеобразный чиновничий нацпроект.