Больной вопрос: почему пора прекратить реформу здравоохранения. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
У современной российской власти есть такое свойство: она практически никогда не признает собственных ошибок. А если вдруг начинает это делать, значит, дело совсем плохо. Одна из таких очевидных и уже признанных на высшем уровне ошибок — реформа здравоохранения
На днях сохранившая пост вице-премьера по социальной политике в новом правительстве Татьяна Голикова уже не первый раз публично признала ошибки при проведении реформы здравоохранения, правда, обвинив в этом регионы. Причем сделала это в эфире телепрограммы «Москва. Кремль. Путин» в эфире телеканала «Россия 1». То есть можно смело говорить, что это не ее личная точка зрения, а коллективное мнение федеральной власти. К тому же Голикова отвечает за отрасль много лет: она была министром здравоохранения, а теперь остается вице-премьером «по медицине».
Парадокс в том, что хотя реформа здравоохранения в России идет 17 лет (гигантский срок, это самая долгая реформа в новейшей истории страны), единого плана или документа, регулирующего эти преобразования, как и внятных целей со сроками их исполнения, никогда не было. Смысл реформы размыт в разных документах разных лет. Чиновники трактовали цель своих затей примерно так: повысить качество и доступность медицинских услуг для россиян. Но именно превращение здравоохранения в банальную «сферу услуг» оказалось гибельным. Получилось как в печальной советской шутке: бесплатная медицина — это когда не знаешь, кому заплатить, чтобы вылечили.
По данным Росстата, с 2000 по 2018 годы количество больниц в России сократилось с 10,7 тысячи до 5,3 тысячи, число больничных коек — с 1,671 млн до 1,172 млн, количество поликлиник — с 21,3 тысячи до 20,2 тысячи. Станций скорой помощи в 2000 году было 3 172, а через 18 лет стало 2 276. Как писали СМИ, больниц в России сейчас меньше, чем было в РСФСР в 1932 году (тогда было 5 962 учреждения). По обеспеченности больничными койками Россия отброшена на 60 лет назад.
При этом население страны росло, как и количество посещений медицинских учреждений. Вот и получилось, что больниц и поликлиник становится меньше, а люди обращаются туда чаще. По данным Росстата, число посещений поликлиник за те же 18 лет с 2000-го по 2016-й увеличилось с 3,5 млн до почти 4 млн за смену, а в расчете на 10 тысяч человек — с 243 до 272.
Формально больниц и поликлиник может становиться меньше, но лечить в них могут лучше. (Впрочем, сокращение больничных коек на фоне роста населения и заболеваемости без вариантов снижает доступность стационарной медицины). Но люди улучшений, мягко говоря, не замечают. Скорее наоборот. В мае 2019 года фонд «Общественное мнение» проводил большое исследование отношения россиян к качеству медицинских услуг. Только 7% респондентов сочли, что дела в медицине обстоят хорошо, и только 14% ответили, что она улучшилась в последние два-три года.
В отличие от рейтинга доверия политикам, когда люди могут бояться говорить правду, об отношении к медицине они врать не склонны. Надежда на то, что массовая «оптимизация» ( этим казенным эвфемизмом принято заменять слова «ликвидация» или «сокращение») поликлиник в районных и даже областных центрах сделает медицину лучше и доступнее, точно не сбылась. Не помогает и вступивший в силу с 1 января 2018 года закон о телемедицине. Медицинские интернет-консультации для жителей отдаленных населенных пунктов — это, конечно, прекрасно. Но по телефону или через компьютер не родишь и аппендицит не удалишь.
В общем, реформу здравоохранения в том смысле, в каком ее понимает государство, пора заканчивать. Больниц, поликлиник и коек в медицинских учреждениях должно становиться больше, а не меньше. Медицина — это не сфера услуг вроде парикмахерской или косметологического салона. Это сфера сбережения народа. Поэтому государство обязано создать все условия как для бесплатной государственной медицины, так и для платной частной.
Конечно, народ в России терпеливый и живучий, но надо иметь поистине богатырское здоровье, чтобы лечиться в эпоху бесконечной реформы здравоохранения, которая превращает медицинскую помощь для миллионов людей в какой-то непроходимый квест.