Вице-премьер Татьяна Голикова признала неэффективность реформы здравоохранения
Лента новостей
«У Голиковой другого пути не было. Это не признание ее собственных ошибок, а признание ошибок государства в целом», — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов
Вице-премьер Татьяна Голикова, сохранившая пост в новом правительстве, признала неэффективность реформы здравоохранения. «Никогда не скрывала своего отношения к оптимизации. Считаю, что было допущено много ошибок при ее проведении в регионах», — заявила Голикова в программе «Москва. Кремль. Путин».
В конце года вице-премьер поспорила с главой Минздрава Вероникой Скворцовой. По мнению Голиковой, реформа прошла «ужасно», снизилось качество медуслуг и их доступность.
Сами врачи считают, что реформу провели не до конца. Профессор, доктор медицинских наук Андрей Королев сетует на «отсутствие страховой медицины» и на то, что «у людей, которые приближены к власти, существует некое мифическое здравоохранение в голове, где все коридоры выстланы красными ковровыми дорожками».
Андрей Королев профессор, доктор медицинских наук «Первый пункт, по которому до сих пор ничего не сделано, к большому сожалению, это отсутствие страховой медицины. Надо ее посчитать, надо ввести. Есть вещи, без которых невозможно лечить людей без участия государства, такие как онкология, большие, сложные реконструктивные проблемы, детские. В то же время есть масса вещей, где государство легко могло бы уйти в сторону, какая-нибудь спортивная травматология, примитивные переломы у вполне себе состоятельных граждан, проживающих в богатых регионах. Они все могли бы закрываться с нормальной действующей страховкой, если бы такая возможность была. Вторая проблема, которая есть, — это существование всякого рода спецбольниц, спецлечебниц, спецприемников и прочее. И у людей, которые приближены к власти, существует некое мифическое здравоохранение в голове, где все дорожки, все коридоры выстланы красными ковровыми дорожками. Я сам такое видел буквально в хирургическом отделении, и это типа классно. Это не классно, это совок-совок такой».
Председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев призывает учитывать то, что «Россия очень большая страна», и указывает на транспортные проблемы и малое количество врачей общей практики.
Павел Воробьев председатель Московского городского научного общества терапевтов «Первый вопрос, который недооценили, — нельзя всю медицину под одну гребенку стричь. Россия очень большая страна, очень разная страна, и делать везде трехуровневые системы невозможно. Абсолютно исключили транспортировку пациентов. У нас люди из деревень не могут добраться до медицины, потому что не на чем, у них нет денег, чтобы оплачивать транспорт, да и транспорт там не ходит. Это нужно было давно включить, это копейки все стоит, но это давно надо было включить. Попытались создать сосудистые центры, но ведь такие центры нужны и по всем остальным направлениям, и по хирургии в первую очередь, межрайонные нормальные опорные больницы, многопрофильные, с большим количеством коек. Не сделали. Развитие врачей общей практики отсутствует. Нас, врачей общей практики, кот наплакал, да и то непонятно, кто это. А во всем мире это основная структура, которая оказывает помощь амбулаторно».
Кандидат медицинских наук, нейрохирург Алексей Кащеев подчеркивает, что «не удалось наладить понятную систему распределения средств».
Алексей Кащеев кандидат медицинских наук, нейрохирург «Что явно не удалось? Не удалось наладить понятную систему распределения средств на пациентов, потому что система обязательного медицинского страхования во многом является имитационной и, по сути дела, не является страхованием вовсе, потому что страховые компании заинтересованы в том, чтобы максимально получать деньги при помощи штрафов с клиник. Недавно была довольно нашумевшая история про то, как территориальный фонд ФОМС у одной клиники полмиллиона рублей забрал в виде штрафа, потому что в истории болезни в одном месте было указано неправильное отчество пациента. Вторая проблема — это зарплаты, потому что, несмотря на декларированное президентом повышение зарплат до достаточно высоких цензов, это распоряжение не было соблюдено, и именно с этим связано то, что врачей стало не хватать».
Татьяна Голикова признается не в своих ошибках, а в ошибках предшественников, и извиняется в целом за государство, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «У Голиковой другого пути не было. Это не признание ее собственных ошибок, а признание ошибок государства в целом за последнее время. Потому что Голикова официально социалкой занимается почти два года. Конечно, за два года вряд ли она готова брать ответственность за все то, что наворотило наше государство в медицине за последние годы. При этом общий сюжет Путин и его окружение понимают прекрасно, что именно социалка вызвала колоссальный социальный кризис и кризис доверия к власти. По большому счету те ошибки, которые сделали в медицине, конечно, в пенсионной реформе и в образовании, — это то, что проело «крымский капитал». Сейчас тренд такой, что государство начинает извиняться. Что касается, почему Голикова осталась: по большому счету у государства никаких оригинальных идей на тему социалки, включая медицину, просто нет. То есть вся эта ставка настолько спешная, что ожидать, что у государства в секретном сейфе есть какой-то план Б, просто не приходится. Если посмотреть фигуры этих министров, все они наследники своих предшественников. Увольняют министра культуры, а начальника департамента ставят министром. Говорить о том, что какие-то нашлись свежие, оригинальные фигуры с какими-то прорывными взглядами просто не приходится».
Татьяна Голикова работает в российском правительстве с начала нулевых. Она была замминистра финансов и министром здравоохранения в 2007-2012 годах, возглавляла Счетную палату. В кабмин она вернулась на пост вице-премьера два года назад.