Какой может быть экономическая политика нового правительства?
Лента новостей
Экономический блок кабмина обновили. В частности, сменился первый вице-премьер — им стал помощник президента Андрей Белоусов, и руководитель Минэкономразвития — его возглавил губернатор Пермского края Максим Решетников
Ключевое назначение — это возвращение в правительство Андрея Белоусова. Он когда-то работал и в Минфине, и в Минэкономики, в том числе возглавлял последнее ведомство. На посту помощника президента запомнился идеей изъять у промышленников полтриллиона рублей. Впрочем, крупный бизнес в том противостоянии сумел выйти победителем.
Белоусов — представитель так называемого консервативного крыла в экономической политике, и к нему прислушивается президент. Однако заслуживает внимания недавний разговор Белоусова с Путиным о стартапах, когда помощник заметил: за неудачное венчурное инвестирование можно получить 20 лет тюрьмы. И эту мысль президент отразил в недавнем послании Федеральному собранию, сказав, что уголовного преследования за провалившийся стартап быть не должно.
Тем не менее разница в подходах в новом правительстве явно будет чувствоваться. Об экономической политике нового правительства рассуждает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Конечно, это создает коллизию, потому что, в какой степени представления об экономике у Силуанова, Голиковой, Белоусова, у новых вице-премьеров и у Мишустина совпадают, — это, конечно, некоторая интрига. Белоусова ждали еще в 2018 году, этого не случилось. В целом, на мой взгляд, пока правительство не торопится демонстрировать наличие у него некой собственной авторской модели российского экономического чуда, скорее Мишустин подчеркнуто идет в русле нацпроектов, избегая какой-то демонстрации взгляда на экономические вопросы».
Покинувшему Минэкономики Максиму Орешкину пока не предложили новой должности. В свое время СМИ писали о том, что Путин высоко ценит молодого технократа. И, вероятно, скоро станет известно, куда он уйдет. Характерная деталь: Орешкин возглавил российскую делегацию в Давосе. В статусе «никто» он туда, по идее, поехать не может. Кстати, ушедший из правительства «долгожитель» Дмитрий Козак от поездки на всемирный форум отказался.
Занявший пост Орешкина Максим Решетников до работы губернатором Пермского края возглавлял экономический департамент московского правительства и запомнился как идеолог «ночи длинных ковшей» — сноса торговых палаток. И по этому эпизоду, наверное, тоже можно будет судить об экономической политике нового кабинета.
То, что Антон Силуанов хоть и остался главой Минфина, но потерял должность первого-вице-премьера, с одной стороны, кажется понижением и ослаблением так называемого либерального крыла. Но с другой, в ведение Минфина переходит Росимущество. Оно владеет основными государственными активами, а это и распределение дивидендов госкорпораций, и вопросы их приватизации. То есть с этой стороны позиции Силуанова усилились. И, конечно, он будет, как и прежде, работать на одном из главных фронтов, говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Путин оценил его работу по сбору денег и стабилизации бюджета. И теперь ему говорят: эта задача и теперь важная, а может быть, даже суперважная, потому что не дай бог еще и деньги кончатся в стране. И в этом плане связка Мишустина и Силуанова никуда не делась. Напомню, что Мишустин был подчиненным Силуанова, теперь он стал его начальником, но я думаю, что они будут работать вместе, и им будет сказано: ребята, вы все равно ключевая ось в правительстве, ваша задача — сделать так, чтобы деньги были».
Все, кто при Дмитрии Медведеве работали в промышленном блоке, свои посты сохранили: главы Минпромторга Денис Мантуров, Минэнерго Александр Новак и Минтранса Евгений Дитрих. Эти министры курируют крупнейшие российские промышленные группы, которые, по сути, и есть наша экономика. И за этими министерствами и конгломератами — реализация национальных проектов. Менять чиновников в тот момент, когда нужно срочно, при участии крупного бизнеса, строить инфраструктуру, ожидаемо не стали.
В этом свете интересно, кому из вице-премьеров делегируют полномочия ушедшего Максима Акимова. Он курировал ключевые нацпроекты: цифровая экономика и дороги, плюс комплексное развитие инфраструктуры. На это в совокупности потратят почти 13 трлн рублей. Это ровно половина всех денег, что пойдут на экономический рывок.
В целом, главное впечатление: в правительстве собрались те, от кого ждут твердого, жесткого исполнения национальных проектов. Но и либеральным идеям все-таки оставили место, хотя и заставили подвинуться.