Генпрокуратуру может возглавить замглавы СК Игорь Краснов
Лента новостей
Его кандидатуру предложил президент Владимир Путин. Юрий Чайка покидает пост генпрокурора в связи с переходом на другую работу
Обновлено в 17:03
Президент Владимир Путин внес кандидатуру замглавы СК Игоря Краснова на должность генпрокурора, говорится в сообщении на сайте Кремля. Такое решение принято в связи с уходом нынешнего главы Генпрокуратуры Юрия Чайки на новую работу — какую именно, не уточняется.
Об отставке Юрия Чайки Business FM поговорила с президентом фонда «Петербургская политика» Михаилом Виноградовым:
— Наверное, после событий прошлой недели уже трудно нас чем-то удивить. В то же время Чайка был долгожителем. Однозначного детонатора, который требовал бы немедленной замены, может быть, не возникало, хотя понятно, что человеку всегда было за что вменять, и кто-то считал его слишком влиятельным; кто-то, наоборот, человеком, при котором скорее прокуратура уступила во влиянии Следственному комитету. Многое будет зависеть от того, какая дальше будет ротация, потому что многие сегодня говорят, что Следственный комитет победил, прокуратура, конкурировавшая с ним, остается на втором плане. Хотя до тех пор, пока нет нового правительства и всей конфигурации, наверное, рано делать однозначные выводы про аппаратные влияния того или иного ведомства.
— На место Чайки прочат заместителя Бастрыкина. Что будет еще с одним долгожителем Бастрыкиным, главой Следственного комитета, и каковы перспективы других силовиков?
— Тактически это выглядит как усиление Следственного комитета, усиление Бастрыкина. С другой стороны, надо понимать, что все равно межведомственная конкуренция вряд ли может полностью исчезнуть со сменой руководителей. Какая-то новая конфигурация, возможно, еще выстраивается. Все ждут окончательных решений, потому что как раз ротация в силовом блоке обсуждалась в прошлом году чаще возможной ротации, чем смена того же премьера.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов за последними кадровыми перестановками видит предпосылки к структурным реформам в силовом блоке:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Все пришло в движение, достаточно много будет и кадровых изменений, и особенно структурных. Поэтому здесь ничего сенсационного нет, особенно если учесть, что все-таки генеральный прокурор был в рабочих отношениях с бывшим председателем правительства, и понятно, что людей, которые как-то ассоциируются с Медведевым, сейчас могут пододвинуть с учетом и небольшого ухода Медведева в тень. Но меня больше интересуют структурные изменения, потому что абсолютно непонятно, к какому состоянию эта политическая система в итоге должна прийти. Президент Путин набросал нам только общие мазки да и версии сценария. Вот сейчас мы увидим на практике, как этот план, если он еще есть, будет писаться и реализовываться. Я это говорю к тому, что Краснов, как вы заметили и напомнили, работал в Следственном комитете, до этого уже работал в прокуратуре. Мне кажется, это вопрос не только кадрового назначения, а подготовки и структурных изменений в силовом блоке. То, что прокуратуру возглавил человек, который много лет работал в Следственном комитете, может означать, что произойдет еще одна реформа. При Путине уже произошла реформа прокуратуры, Следственный комитет был выделен в отдельную институцию именно при Путине, и я не исключаю, что мы сейчас обсуждаем гражданскую часть — будущее правительства, как это все будет формироваться, что будет с Госсоветом. Но про силовую часть все подзабыли, а совершенно очевидно, что одна из важнейших задач Путина, как человека, который намерен остаться первым номером в стране, важнейшая задача — создать такую систему, когда он, не будучи президентом, контролировал бы силовые ведомства. Это означает, что силовой блок в целом обязательно будет реформирован. Я не исключаю, что прокуратуру и Следственный комитет эта история займет. Именно поэтому мне кажется, что прокуратуру возглавил человек как раз из Следственного комитета, что может означать начало структурных изменений в этой части силового блока».
Игорю Краснову 44 года. Родился в Архангельске, окончил Поморский государственный университет имени Ломоносова. С 1997 года в течение девяти лет служил в органах прокуратуры. С 2006-го по 2007 год он занимал должность следователя центрального аппарата Генеральной прокуратуры. В 2007 году перешел в Следственный комитет. Там был старшим следователем по особо важным делам при председателе СК. В 2012 году Краснов получил звание генерал-майора юстиции, спустя пять лет — генерал-лейтенанта юстиции.
С 2016 года он занимает должность заместителя председателя Следственного комитета. За время своей карьеры расследовал ряд громких уголовных дел: в частности, убийство Бориса Немцова, покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году, убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Он курировал расследование дел в отношении бывших губернаторов Сахалинской области Александра Хорошавина, Кировской области Никиты Белых, Республики Коми Вячеслава Гайзера и экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Также он расследовал хищения денежных средств, выделенных на строительство космодрома Восточный. На его личном контроле было уголовное дело о гибели царской семьи, которое СК заново возбудил в 2015 году. Имеет государственные и ведомственные награды.
Возможное назначение Краснова комментирует директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
— Назначение господина Краснова неожиданное, отставка господина Чайки, как и другие отставки, которые наверняка последуют в ближайшее время, в принципе, ожидаема. Ясно, что в рамках транзита политсистемы, который был запущен Владимиром Путиным, последуют и перестановки в силовом блоке, которые будут означать смену поколений, так что они ожидались. Вопрос в том, сейчас, одновременно с отставкой правительства, или чуть позже, в течение нескольких месяцев.
— Вы сказали про возможную ожидаемую отставку целого ряда силовиков. Каковы в этой связи перспективы господина Бастрыкина?
— Перспективы господина Бастрыкина, скорее всего, такие же, как у господина Чайки. Господин Чайка сейчас покидает свою должность в связи с переходом на новый пост официально, но, скорее всего, это будет синекура, скорее всего, то же самое ждет господина Бастрыкина. Не потому, что у Владимира Путина накопился критический объем претензий к Чайке и Бастрыкину, а потому, что наступил период транзита политсистемы и смена поколений, в том числе и в руководящих органах у силовиков, в рамках этого транзита.
— Не означает ли это окончание конфликта между СК и прокуратурой?
— Такие выводы делать рано. Мы не знаем еще, будет ли в ближайшее время отставка господина Бастрыкина, если да, то кто возглавит Следственный комитет. Этот конфликт уже давно был заморожен по личному распоряжению Владимира Путина, и Генпрокуратура, и Следственный комитет последние года два друг друга активно не атаковали.
— Кто еще может, как вам кажется, сменить свои должности?
— В поле гипотез с точки зрения формальной логики под вопросом находится будущее господина Бастрыкина. Но с точки зрения процессов, которые могут произойти в российской политике, в том числе и во внешней политике, в ближайшие несколько месяцев, скорее всего, целесообразно наблюдать за будущим главы министерства обороны и, возможно, в связке с ним за будущим главы МВД.
— Во всех случаях, я так понимаю, речь идет о значительном омоложении?
— В рамках кадровых перестановок при транзите политсистемы один из критериев — возрастной, должна произойти смена поколений. Разброс может быть большой, условно говоря, от 40 до 60.
— Еще каких-нибудь сюрпризов можно ожидать в ближайшие недели?
— Да, сюрпризы можно ожидать. В ближайшие два-три месяца точно, до мая. Возможно, очень серьезным сюрпризом станет содержание поправок в конституцию, которые обнародует рабочая группа. Возможно, сюрприз будет на внешнеполитическом направлении. Это может произойти со второй половины февраля по март. И перестановки в силовом блоке, конечно.
— Сегодня стало известно, что Госдума будет принимать отдельный законопроект по кандидатуре Дмитрия Медведева, точнее, по должности, которую он теперь занимает, — замглавы Совбеза. Там возможно что-то неожиданное? Зачем вообще писать специальный законопроект под отдельную должность зама?
— Там никаких неожиданностей не произойдет. Возникла юридическая коллизия. Дело в том, что структура Совета безопасности одновременно определяется и законом «О безопасности», и положением, которое утверждается указом президента. Чтобы господин Медведев как можно быстрее получил свою должность, изменения были внесены сначала в указ президента. Теперь нужно привести указ президента в соответствие с законом или, если более верно говорить, закон в соответствие с указом президента. Ну что делать, мы, по-видимому, вступаем в период указного законотворчества, когда на первом месте политическая целесообразность, а потом уже юридическое оформление этих решений, поэтому нет, никаких неожиданностей не может быть, это просто приведение ситуации де-юре в соответствие с ситуацией де-факто, устранение юридической коллизии, не более того.
На выдвижение Игоря Краснова на пост генпрокурора отреагировали в правозащитной организации «Агора». Ее глава Павел Чиков написал в своем телеграм-канале, что адвокаты организации неоднократно пересекались с ним и как глава следственной группы по конкретным делам Краснов оставил хорошее профессиональное и личное впечатление:
«С Игорем Красновым наши адвокаты пересекались неоднократно, представляя интересы потерпевших по «неонацистским» делам. <…> Как глава следственной группы по этим делам оставил хорошее и личное профессиональное впечатление. С уверенностью можно утверждать, что зачистка десять лет назад Москвы от неонацистского вооруженного подполья, на руках которого были десятки убийств, — во многом результат работы Краснова».
На прошлой неделе, накануне дня образования Следственного комитета, Игорь Краснов дал большое интервью газете «Коммерсантъ» о расследовании громких дел, в том числе преступлений коррупционной направленности. Тогда он рассказал, что следователи закончили расследование дела обвиняемого во взяточничестве депутата Госдумы Белоусова и пытаются законодательно решить проблемы нападений, которые совершают подростки и неадекватные граждане. Кроме того, по словам Краснова, следователи установили, откуда взялись миллиарды в квартире экс-полицейского Захарченко.
Вопрос о назначении генерального прокурора будет вынесен на ближайшее заседание Совета Федерации, которое состоится 22 января, заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.