«Досудебщик» из дела миллиардера Михальченко получил четыре года колонии
Лента новостей
Сергей Перевалов стал первым из четверых признавших вину фигурантов, чье дело дошло до суда. Однако назначенное ему наказание оказалось отнюдь не мягким: осужденного арестовали в зале суда
Реальный срок в четыре года лишения свободы в колонии общего режима получил по приговору Мосгорсуда коммерческий директор ООО «КлиматПроф» Сергей Перевалов — «досудебщик» по делу главы холдинговой компании «Форум» миллиардера Дмитрия Михальченко. Он стал первым из четверых заключивших сделку со следствием фигурантов, дело которых было выделено в отдельное производство и дошло до суда.
Приговор Сергею Перевалову вынес 26 декабря 2019 года судья Мосгорсуда Олег Музыченко. Он рассмотрел дело Перевалова в особом порядке, без исследования доказательств, что позволяет фигуранту рассчитывать на более мягкое наказание.
Однако оно повергло в шок подсудимого, который явно рассчитывал на условный срок. За растрату или присвоение (ч. 4 ст. 160 УК РФ) более 1 млрд рублей при строительстве объектов резиденции президента в Ново-Огареве он получил четыре года лишения свободы в колонии общего режима. Перевалов, находившийся под подпиской о невыезде, был арестован в зале суда.
Стоит отметить, что незадолго до этого Сергей Перевалов начал давать свидетельские показания во 2-м Западном окружном военном суде на процессе по делу не признающего вину Дмитрия Михальченко и его пятерых предполагаемых соучастников. Они предстали перед судом в конце октября прошлого года. Процесс над ними проходит в закрытом режиме.
Миллиардеру вменяют организацию преступного сообщества (ч. 3 ст. 210 УК РФ), которое в 2014-2015 годах похитило 1,263 млрд рублей при реализации госконтракта по строительству в Ново-Огареве дома приемов, гостиницы, КПП и других объектов. В зависимости от роли фигурантам вменяют участие в преступном сообществе, а также растрату в особо крупном размере (ч. 3 ст. 210 и ч. 4 ст. 160 УК РФ).
Помимо Перевалова трое других фигурантов — «строители» Станислав Кюнер, генеральный директор компании «Балтстрой» Дмитрий Сергеев и Дмитрий Торчинский — предпочли признать вину. Они заключили со следствием досудебные соглашения о сотрудничестве. Дела выделили в отдельное производство, а их освободили из-под стражи.
Стоит отметить, что если Михальченко получил за растрату четыре реальных года лишения свободы, то другие «досудебщики», которым тоже инкриминируется особо тяжкая статья 210 УК, таким небольшим наказанием вряд ли отделаются. Им грозит по восемь-девять лет даже при полном признании вины.
Спорная статья
Что же касается статьи об «участии в преступном сообществе», которая предполагает до 20 лет лишения свободы, то вокруг нее в последние годы было сломано немало копий. Ее фигурантами стали немало представителей бизнес-сообщества. Эксперты утверждают, что законодательство в сегодняшнем виде позволяет вменить ее руководству любой коммерческой структуры и заключить предпринимателей под стражу.
Большое количество подобных дел в конце концов привело к тому, что президент РФ внес в Госдуму поправки в УК РФ, чтобы снизить административное давление на предпринимательское сообщество. Теперь, по словам главы государства, правоохранительные органы смогут применять статью 210 УК в отношении бизнесменов, если только докажут, что компания изначально была создана с преступным умыслом.
Статья 210 УК (создание и участие в преступном сообществе) вменялась также фигурантам громкого дела экс-главы Коми Вячеслава Гайзера. Однако обвинению не удалось доказать ее, и Замоскворецкий суд Москвы 10 июня 2019 года оправдал по ней Гайзера, а также еще 13 региональных чиновников и бизнесменов. Часть фигурантов, осужденных за получение взяток, мошенничество и легализацию имущества, полученного преступным путем (ст. 290 УК РФ, ст. 159 УК РФ, ст. 174.1 УК РФ), уже отсидели назначенные сроки и вышли на волю.
«Досудебщики» с отмененными приговорами
Вместе с тем их защита неоднократно заявляла, что именно наличие в деле статьи 210 УК РФ позволило следствию добиться от двух «досудебщиков» — Демьяна Москвина и Константина Ромаданова — признательных показаний против других фигурантов. Заключившие же сделки со следствием фигуранты просчитались: в итоге им дали больше, чем тем, кто не признал вину.
Ромаданов был осужден на семь лет лишения свободы со штрафом в 170 млн рублей, а Москвин приговорен к шести годам заключения со штрафом в 2 млн рублей. Причем последнего судили дважды. Второй приговор Москвину был вынесен в отсутствие подсудимого, который сбежал из-под домашнего ареста. Перед Новым годом Мосгорсуд отменил и его.
Что же касается Ромаданова, то 1 октября 2019 года его приговор отменил Мосгорсуд, вернув дело в Замоскворецкий суд на новое рассмотрение. Однако этому воспротивилась прокуратура. Как стало известно Business FM, 24 декабря Верховный суд России по ее представлению отменил данное решение и обязал 2-й кассационный суд изучить вопрос о правомерности вынесенного Ромаданову приговора.