«Яндекс» едет в Европу: «дочка» компании запустит каршеринг в Евросоюзе
Лента новостей
Место для «десантирования» пока не выбрано — «Яндекс.Драйв» рассматривает несколько городов Франции и Италии. Есть ли перспективы у экспансии?
Автомобили «Яндекс.Драйва» должны появиться на улицах одного из европейских городов уже в этом году. О скором наступлении российского IT-гиганта на западном направлении The Financial Times рассказал глава «Яндекс.Драйва» Алексей Рязанов.
Место для «десантирования» пока не выбрано — сервис рассматривает несколько городов Франции и Италии с «благоприятными условиями для электромобилей», а также Копенгаген и Мадрид. О шансах операции на успех рассуждает издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев.
Юрий Николаев издатель проекта «Трушеринг» «В Мадриде есть каршеринг, есть электрокары в этом каршеринге. Но по большей части там сильно развита микромобильность. Стоит заметить, что, например, DeliMobil, руководителем и основателем которого является Винченцо Трани, итальянец по происхождению, работает здесь и не стремится возвращаться в Италию. Винченцо в интервью неоднократно говорил, что Италия не такой привлекательный рынок для каршеринга, как, например, Россия или страны Восточной Европы. Поэтому сложно. Очень похоже на тест».
В автопарке «Яндекс.Драйва» 21 тысяча машин, сервис представлен в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. FT пишет, что компания называет себя крупнейшим каршерингом в мире. На деле это уже несколько лет не так. Китайская EvCard может похвастаться 50 тысячами автомобилей, а в Европе с «дочкой» «Яндекса» будет конкурировать «дочка» Daimler и BMW под названием ShareNow, у нее чуть более 21 тысячи машин. Об отличиях европейского каршеринга рассказывает житель Мюнхена Роман.
«Каршеринг в России — это в основном на самом деле дешевый, прямо действительно дешевый сегмент автомобилей. Здесь все сделано наоборот. Сама система построена таким образом, что все производители автомобилей — в основном это BMW и Mercedes — они, получается, отдают свои машины этим компаниям с невероятным дисконтом и на каких-то невероятно выгодных условиях. Опять же просто для промоушена своих марок и своих автомобилей, потому что это всегда последние модели и они всегда напичканы всеми опциями, которые только доступны в машинах. Ценник за все эти автомобили примерно одинаковый: он равняется 30 центам в минуту. Это если на российские деньги перевести, получается где-то 20 рублей, наверное, в минуту, 20 с небольшим».
Именно премиальность автомобилей, предлагаемых лидерами европейского рынка каршеринга, может сыграть на руку «Яндексу». Известно, что в конце прошлого года ShareNow объявила о выходе из Северной Америки и Британии.
Видимо, несмотря на масштабы материнских компаний, бесконечно сдавать элитные автомобили в аренду за копейки они не могут. О другой подоплеке экспансии «Яндекса» рассуждает сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова.
Екатерина Макарова сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar «Я вижу в этом логику, потому что, скорее всего, будет какой-то либо выход на IPO, либо что-то такое, привлечение капитала. Чтобы привлечь капитал, нужен мультипликатор. А Россия не дает такого хорошего мультипликатора, если они будут сливаться с такси, выходить куда-то, то это очень хороший шанс повысить мультипликатор при выходе. Выходы в Азию абсолютно непредсказуемы. Абсолютно непредсказуемая культура и последствия выхода. Европа стабильна, понятна, там можно получить этот мультипликатор, Европа и Северная Америка».
Как указывает FT со ссылкой на аналитиков UBS, в этом году «Яндекс.Драйв» может удвоить свои доходы до отметки в 263 млн долларов — это 16 млрд рублей. При этом компания остается убыточной — на российском рынке каршеринга продолжаются демпинговые войны. Зачастую машину «Яндекс.Драйва», как и других сервисов, можно арендовать за пять-шесть рублей в минуту. По оценкам руководителя «Яндекс.Драйва», прибыльность будет достигнута «в течение нескольких лет».