Меджлис Ирана признал Пентагон и армию США террористическими организациями
Лента новостей
Эксперты говорят, что уничтожение террористов по иранским законам не является военными действиями. Совбез Ирана заявляет о 13 сценариях мести американцам
Меджлис (парламент) Ирана проголосовал во вторник за признание Пентагона террористической организацией, сообщает агентство Fars. Ранее президент Ирана Хасан Роухани сказал, что, убив генерала Сулеймани, США совершили преступление, о котором Иран не забудет. А секретарь иранского Совбеза Али Шамхани заявил, что у Ирана есть 13 сценариев мести США за убийство Сулеймани, «самый маленький из которых станет ночным кошмаром для Америки».
Сулеймани был убит 3 января во время ракетного удара США рядом с аэропортом Багдада. Во вторник в его родном городе — в Кермане — проходят похороны. По сообщению местных СМИ, на улицах города собрались «миллионы иранцев», возникла давка, погибли не менее 40, пострадали 213 человек.
Какие последствия будет иметь признание Пентагона террористической организацией властями Ирана? Вот что говорит об этом востоковед Саид Гафуров.
— Юридически все, кто подчиняется решению иранского парламента, имеют право уничтожать террористов, и это уже расценивается не как военные действия, а как антитеррористическая операция — совершенно другой статус. Я бы не хотел сейчас быть американским военным за границей, где находятся рядом иранские правоохранители.
— Заявление Али Шамхани о том, что есть 13 сценариев мести США за убийство иранского генерала. Чего стоит ждать?
— Совершенно очевидно, что как минимум 13 документов было рассмотрено на Совбезе Ирана, а уж какое они военное решение принимали, непонятно. То есть он фактически сказал, что у них есть 13 вариантов. Но я бы хотел подчеркнуть, что духовный лидер аятолла Хаменеи сказал, что они будут это рассматривать. Там очень интересный нюанс: ответ будет не возмездием. Хаменеи сказал, что за убийство человека по исламскому законодательству, имея в виду генерала Сулеймани, по шиитскому варианту возможно не только возмездие «кровь за кровь», но и выплата компенсации в той или иной форме. И причем не суд принимает решение, а пострадавшие, то есть родственники семьи Сулеймани. Совершенно очевидно, что сейчас ведутся напряженные, крайне засекреченные переговоры между США и Тегераном. И в том числе там вполне возможно, что иранский Совбез готов будет принять какую-то компенсацию, хотя это будет семья генерала Сулеймани принимать решение формально, но я думаю, что найдут они способы убедить семью генерала Сулеймани принять какого-то рода компенсацию. Поэтому я думаю, что эти 13 вариантов они применят, только если не удастся договориться с США о компенсации.
— То есть уже некий торг есть?
— Он всегда был. В этом-то и весь кошмар ситуации и для США, и для Ирана, что человек, с которым постоянно вели переговоры, — генерал Сулеймани, с которым иногда договаривались, иногда не получалось договориться, — его взяли и вдруг убили. А как дальше вести переговоры, как дальше разговаривать? Поэтому все и взбешены этой ситуацией и в Тегеране, и в Вашингтоне, и везде.
Иран уже официально объявил об окончательном выходе из ядерной сделки: уровень обогащения урана теперь будет определяться исключительно потребностями государства. Власти США и Ирана также заявили, что в случае усугубления кризиса они не исключают ракетного удара по объектам друг друга. На этой неделе Конгресс США планирует проголосовать за резолюцию, призванную ограничить военные полномочия Трампа в отношении Ирана.
Гибель Сулеймани обострила ситуацию на всем Ближнем Востоке. Так, Ирак, на территории которого произошла трагедия, расценил эти удары как нарушение условий размещения американских военных. Иракский парламент почти сразу же проголосовал за вывод всех иностранных военных из страны и прекращение действия соглашения с международной коалицией по борьбе с запрещенным «Исламским государством».
Накануне СМИ опубликовали письмо, в котором говорилось, что американцы планируют вывод своих войск из Ирака. Но сегодня Пентагон назвал это сообщение «ошибкой».
Это «черновик», письмо «не было подписано, его не должны были обнародовать», заявил глава Комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли. Вот как прокомментировал такую «ошибку» руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.
Алексей Малашенко руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» «Дело в том, что в команде Трампа происходят такие процессы, где эта несолидность становится естественной, нормальной, так же как некоторые заявления самого Трампа, критика в адрес Трампа и так далее. Такое ощущение, что нынешняя американская администрация и все, что происходит вокруг нее, — это некий котел, который кипит с непредсказуемыми последствиями. Поэтому, когда появляется то один незрелый овощ или фрукт, то другой, то это совершенно нормально, делать отсюда какие-то очень глубокие выводы я бы не стал. Вывод может быть только один — что решения принимаются не особенно после долгих размышлений, временами эти решения в той или иной форме отзываются, и приходится оправдываться. Это не украшает внешнюю политику такого государства, как США. И я думаю, что мы еще не раз увидим такие ситуации. Чем сложнее конфликты возникают (во всяком случае, во внешней политике, сейчас мы говорим только об этом), тем неожиданнее бывает появление тех или иных решений, а потом их отзыв. Нет какой-то общей внятной политической линии. Если мы посмотрим на Афганистан, на ту же Сирию, а сейчас на Ирак — то выводят, то остаются, то еще больше приезжают, — вы посмотрите, какое количество примеров уже можно набрать, наверное, чуть ли не десятки».
Тем временем Вашингтон начал подготовку санкций против Ирака, сообщает The Washington Post. Ранее президент США Дональд Трамп пообещал наложить на Багдад невиданные доселе санкции в случае враждебных действий Ирака, заявив, что американцы не покинут территорию страны, пока им не заплатят миллиарды долларов за построенную США авиабазу.
Власти Ирака не допустят, «чтобы Ирак стал полем боя». Это заявил глава МИД Ирака Мохаммад Али Хаким в телефонном разговоре с нидерландским коллегой Стивом Блоком. Иракский министр также подчеркнул необходимость «уважения суверенитета Ирака и прекращение нарушений».