Трамп пригрозил Ирану применением дорогостоящего вооружения в случае атак на военные базы США
Лента новостей
Но после гибели Сулеймани «мяч находится на иранской стороне, все понимают, и американцы в том числе, что иранцы вынуждены будут отреагировать», считает эксперт Андрей Кортунов
Дональд Трамп пригрозил применить новое вооружение за 2 трлн долларов против Ирана в случае, если Тегеран предпримет атаку на американские военные базы. Об этом глава Белого дома заявил 5 января на своей странице в Twitter. Ранее Трамп сообщил, что США готовы «очень быстро и очень сильно» нанести удары по 52 иранским объектам в ответ на любое потенциальное нападение со стороны Тегерана.
В то же время The New York Times со ссылкой на источники в Минобороны и администрации США пишет, что Дональд Трамп санкционировал убийство Касема Сулеймани наперекор Пентагону, проигнорировав последние данные разведки, поступившие 30 декабря.
Согласно этим сведениям, на Ближнем Востоке ничего из ряда вон выходящего не происходило, включая разъезды Сулеймани. Более того, американская разведка пришла к выводу, что масштабные нападения на военных США, подготовку которых Вашингтон приписывает иранскому генералу, не являлись неминуемыми. Ситуацию комментирует политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
— Думаю, что у Трампа есть несколько мотивов. Это: а) пойти навстречу израильскому лобби; б) показать себя решительным президентом, который защищает граждан США; и третье — это отвлечение внимания от проблематики импичмента. Опять же риск — это то, что база Трампа настроена на то, чтобы минимизировать внешнее участие в непонятных войнах на площадках за пределами США. И если будут жертвы среди американских военных, не дай бог, гражданских, это, конечно, будет ударять по базе Трампа. Поэтому, на мой взгляд, пока стратегия Трампа — удерживать все это в состоянии войны нервов, но без перехода в реальное военное столкновение.
— The New York Times пишет, что Трамп не только с конгрессом не советовался, не предупреждал его никак, но и наперекор Пентагону это сделал.
— Думаю, что не советовались с конгрессом, потому что была бы утечка. Плюс это бы вызвало волну недовольства со стороны демократов. Собственно, мы и видим сейчас эту волну. Они не поддерживают действия Трампа. Поэтому, думаю, с политической точки зрения Трамп все сделал правильно. Издержки с конгрессом были бы гораздо выше, чем те плюсы, которые он получил в результате внезапного удара. Ну и напомню, что его убедили, что Сулеймани координировал атаки на американское посольство, на американских военных и что это будет адекватным возмездием.
Накануне, 4 января, в так называемой зеленой зоне Багдада, где расположены иностранные посольства и правительственные офисы, упало несколько ракет, сообщил канал «Аль-Арабия». Также обстрелу подверглась военная база Балад, которую использовали американские военные.
Согласно официальным данным, обстрел был неприцельным, никто из военнослужащих не пострадал. В Вашингтоне возложили ответственность за атаку на местные шиитские группировки. Вскоре после инцидента в столице самолеты коалиции обстреляли штаб ополчения на западе страны. О перспективах эскалации рассуждает профессор кафедры теории истории международных отношений РУДН Владимир Юртаев.
Владимир Юртаев профессор кафедры теории истории международных отношений РУДН «Понятно, что Иран не заинтересован в том, чтобы лоб в лоб столкнуться с американской военной машиной. Да и кто на земле заинтересован в этом? Поэтому вопрос, видимо, риторический. Это все решает сейчас Трамп как президент США. И если он победит на выборах, он продолжит этим заниматься, это его ответственность. Превентивная дипломатия, превентивные войны — это доктрина, которой американцы пользуются активно последние 20 лет. Видимо, перешагнули красную черту, вышло это на персональный уровень, и нарушили фактически все международные правила, поэтому, конечно, ответ Ирана может быть очень неожиданным. Американцы просто должны понять, что они имеют дело с очень изощренным партнером. Поэтому сейчас Иран, скорее всего, не напрямую, косвенным образом будет оказывать давление на США, используя это в том числе, если удастся, пока говорить об этом преждевременно, чтобы удержать ситуацию с отзывом подписей США под иранской атомной программой. Потому что, конечно, никому не нужна новая эскалация напряженности вокруг Ирана именно по атомному основанию».
В то же время командующий вооруженными силами Ирана Абдулрахим Мусави заявил, что США не осмелятся нанести удары по 52 объектам в Иране. «Сомневаюсь, что им хватит смелости сделать это в ходе возможного конфликта в будущем», — сказал он, комментируя недавнее заявление Трампа.
Осуществит ли свои угрозы Трамп и каких ответных действий можно ожидать с иранской стороны? Ситуацию комментирует генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Сейчас мяч находится на иранской стороне. Все понимают, и американцы в том числе, что иранцы вынуждены будут отреагировать. Набор вариантов ответных действий, которыми они располагают, достаточно широк. Это могут быть относительно символические шаги, скажем, нанесение или попытка нанесения какого-то удара по базовой американской инфраструктуре с помощью кибероружия. Это могут быть опосредованные удары, которые не затронут американских военных. Скажем, объектом для ответных действий может оказаться Саудовская Аравия с позиции в Йемене или Израиль из южного Ливана или даже из Сирии, где работают «Хезболла» и другие шиитские группировки. Но возможен и более серьезный ответ, то есть ответ непосредственно по американским военным. Американские военные находятся в двух точках, за исключением военных баз, до которых добраться труднее. Проще всего добраться до американцев, конечно, в Сирии и Ираке. Тем более что и в той и в другой стране у Ирана есть свои собственные возможности, есть союзные Ирану местные силы. Пока мы не знаем, как Иран отреагирует. Официальная позиция Тегерана была такая, что они дадут ответ в нужное время в нужной форме, то есть Ирану сейчас объективно выгодно создавать некую патетическую неопределенность, чтобы поддерживать напряжение у американской стороны. Но американцам, конечно, выгодно сейчас демонстрировать свою декларативную готовность к максимальной эскалации, поэтому Трамп и говорит о 50 объектах. Конечно, это максимально широкий список, и это вряд ли на практике будет реализовано, поскольку удар по 50 объектам фактически означает начало большой войны. Это, конечно, пока максималистские заявления, но то, что ситуация грозит эскалацией, может быть эскалацией, которую не хотела бы видеть ни одна из сторон, это очевидно».
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф написал в Twitter, что, если США нанесут удары по культурным объектам в Иране, это будет расценено как военное преступление. Зариф подчеркнул, что Трамп серьезно нарушил международное право, совершив «трусливые убийства», и теперь снова угрожает нарушить императивные нормы.
Как пишет Associated Press, США начали переброску более четырех тысяч военных на Ближний Восток. Около 700 человек направлены в Кувейт, скоро к ним присоединятся еще 3,5 тысячи десантников. Полностью переброска завершится в течение нескольких дней. Издание отмечает, что наращивание военного присутствия на Ближнем Востоке демонстрирует опасения США по поводу возможного ответа Ирана на убийство Касема Сулеймани.
Тело погибшего в Ираке иранского генерала 5 января доставлено в Тегеран. Государственная иранская телерадиокомпания IRIB опубликовала видеозапись того, как гроб, завернутый в иранский флаг, выгружают из самолета под звуки военного оркестра.