Экс-глава Nissan Карлос Гон бежал из-под домашнего ареста в Ливан
Лента новостей
«Я не сбежал от правосудия — я избежал несправедливости и политического преследования», — заявил бывший глава Nissan. Власти Токио, которые ведут расследование против Гона, почти не надеются на его экстрадицию
Бывший глава франко-японского автомобилестроительного альянса Renault — Nissan — Mitsubishi Карлос Гон, ставший фигурантом уголовного дела в Японии, сообщил, что находится в Ливане. «Я не сбежал от правосудия — я избежал несправедливости и политического преследования. Теперь я наконец могу свободно общаться со СМИ и с нетерпением жду начала следующей недели», — написал Карлос Гон в письме агентству Reuters. По словам бывшего главы Nissan, он сейчас на родине в Ливане и его больше не будет держать в «заложниках продажная система правосудия в Японии».
Как сообщил источник РИА Новости, Гон уже встретился с президентом Ливана Мишелем Ауном. Власти Токио, которые ведут расследование против экс-главы концерна, почти не надеются на его экстрадицию.
Карлоса Гона и топ-менеджера Renault — Nissan — Mitsubishi Грега Келли арестовали в ноябре 2018-го. Бизнесмена обвиняют в занижении своей зарплаты в декларации почти в два раза и, как следствие, уклонении от налогов, а также в нецелевом использовании средств компании. По данным прокуратуры, на кризисе 2008 года Гон потерял более 16 млн долларов личных инвестиций, но потери были списаны на Nissan. Гон и его сын создали фонд для финансирования стартапов Кремниевой долины за счет оманского партнера компании. В общей сложности ущерб от действий экс-главы автоконцерна превысил 100 млн долларов.
За 13 месяцев расследования Гона арестовывали четырежды и каждый раз отпускали домой под залог. По условиям ареста, он мог покидать квартиру только на два дня, ему было запрещено пользоваться интернетом, общаться со СМИ, а для личных встреч с женой необходимо было отдельное разрешение. Примерно за несколько дней до побега ему позволили звонить жене по видеосвязи.
На судебную систему бизнесмен жаловался зря: у него были вполне привилегированные условия, говорит заведующий корреспондентским пунктом ТАСС в Японии Василий Головнин:
Василий Головнин заведующий корреспондентским пунктом ТАСС в Японии «Вообще, в Японии под домашний арест помещают крайне редко. Эта история с Гоном на моей памяти может быть единственной. В Японии редко дают реальный срок. Поговаривали, что, может быть, приговор был бы и к длительному заключению, но с большой отсрочкой исполнения. Что реально ему светило, так это очень крупный денежный штраф, от этого Гону, конечно же, было бы не уйти».
Ливан конечной точкой побега был выбран неслучайно. У Гона три гражданства: ливанское — там он родился, французское — там он учился, а также японское. Cотрудники ливанской службы безопасности рассказали NHK, что Гон прибыл в страну на частном самолете, причем под другим именем. По словам корреспондента Euronews в Бейруте, Гон в стране очень популярен и многие могли бы ему помочь. Но как он покинул Японию по поддельным документам, неизвестно: миграционная служба сообщает, что человек по имени Карлос Гон границу не пересекал. Тем более что на японской границе он должен был сдать отпечатки пальцев.
У Бейрута и Токио нет соглашения о выдаче подозреваемых, и, хотя японские власти еще ждут официального подтверждения, МИД уже признал, что достать Гона в Ливане будет крайне сложно. Как и в Ливане, у Гона высокий уровень поддержки в японском обществе. Его традиционно считают сильным менеджером, который 20 лет назад спас Nissan, находящийся на грани банкротства. Дела у концерна ухудшились и после ареста бизнесмена, отмечает президент информационного агентства «Сунгетцу» Майкл Пенн:
Майкл Пенн президент информационного агентства «Сунгетцу» «У Nissan проблемы. На самом деле, они начались незадолго до его ухода. В течение того года упали продажи, но, когда ушел Гон, стало все гораздо хуже. У них был президент, который пытался держать ситуацию под контролем, но он попал под суд, а с ним еще три человека в руководстве, которые могли справиться с ситуацией. И сейчас сложно говорить, что их ждет».
В середине года продажи Nissan упали вдвое, а показатель выручки достиг уровня кризиса 2008 года.