Банковский фейсконтроль: ЦБ рекомендовал банкам объяснять бизнесу причины блокировки счетов
Лента новостей
Однако речь идет только об ограничениях из-за претензий налоговиков. Поможет ли компаниям рекомендация ЦБ?
Business FM уже приводила историю Валерия Курышева. Он коммерческий директор компании «Эквилибриум», которая импортирует детские велосипеды, самокаты и так далее. Однажды предприятие случайно переплатило налоги — на смешную сумму в 59 копеек. Но налоговая почему-то подумала, что это не переплата, а недоимка, и наложила ограничение на счет, снять которое долго не получалось. К счастью, это была неполная блокировка, деньгами можно было пользоваться. И в этом конкретном случае банк сам рассказал, в чем причина, вспоминает Валерий Курышев.
Валерий Курышев коммерческий директор компании «Эквилибриум» «Ой, в банке, насколько я помню, нас послали в налоговую. Соответственно, с налоговой мы какое-то время переписывались, потом пошли туда. Они сказали: да, это наша ошибка, но сделать мы ничего не можем, поскольку у нас какая-то новая система, она работает не очень надежно. У нас ограничение провисело несколько месяцев, потом убралось. Как только ограничение появилось, мы знали его причину, то есть здесь такой проблемы, связанной с непрозрачностью или с отсутствием информации, не было».
ЦБ сейчас сделал первый шаг. Рекомендовал банкам сообщать предпринимателям о причинах блокировки счетов, но только если это произошло из-за претензий налоговой службы. При этом речь идет лишь о рекомендации, к которой банки могут и не прислушаться. И дело в том, что у банков оснований для блокировки и без ФНС хватает. Допустим, предприниматель платит налоги через один банк, а зарплату через другой. Потому что рядом с офисом есть банкомат этого банка. Но последний видит, что зарплата идет, а платежи в налоговую — нет. И блокирует, оставляя людей без зарплаты. Это реальный случай.
Или другой пример. Бизнесмен открывает юрлицо специально под большой контракт. Так ему удобнее. А вот что видит банк: новая компания только завела счет, а ей тут же падает большая сумма денег. Подозревая в нечистоплотности, блокирует средства. Компания остается без контракта и платит неустойки. Это тоже реальный случай.
И есть один парадокс. Банки блокируют тех, кто, по мнению ФНС, уходит от налогов. Но честные компании после блокировки физически не могут заплатить налоги, из-за чего уже страдает бюджет. Комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Тут надо понимать, что ситуация с блокировками непростая, потому что действительно огромная индустрия есть криминальная. Вот этот теневой банкинг криминальный или «черный» даже банкинг, который направлен именно на вот эти услуги по уходу от налогов, по «отмыву», он никуда не делся. И с ним надо бороться, с одной стороны, а с другой — из-за блокировок уходят в тень расчеты черным налом предпринимателей».
При этом, когда блокируют из-за требований налоговой, то банки об этом все-таки и так рассказывают бизнесменам. Это ведь, по сути, не их решение, а ФНС. Они только исполняют закон. А вот когда какие-то операции кажутся подозрительными самому банку, то тут он почти в 100% случаев молчит и тем самым лишает бизнес возможности доказать свою невиновность, чтобы разблокировать счет.
Минфин в этом году подготовил законопроект, обязующий кредитные организации объяснять причины отказов в обслуживании. Но тут еще один парадокс. Банки — против. Потому что если они откроют секрет, то ЦБ заподозрит, что банки сами участвуют в подозрительных операциях. А суровый 115-й федеральный закон гласит, что за это можно лишиться лицензии. И как выйти из этого круга, судя по всему, никто не знает. Поэтому и действует принцип, хорошо известный посетителям клубов и ресторанов: удалить из заведения без объяснения причин. Так сказать, банковский фейсконтроль.