Что стоит за словами Эрдогана о двух тысячах бойцов ЧВК Вагнера в Ливии?
Лента новостей
Президент Турции уже не первый раз заявляет о возможном присутствии наемников из России в Ливии. Значит ли это, что Анкара тоже хочет ввести туда свои вооруженные формирования?
Реджеп Тайип Эрдоган заявил о двух тысячах бойцов ЧВК Вагнера в Ливии. «Для чего и почему сегодня в Ливии находятся пять тысяч наемников из Судана и две тысячи наемников из ЧВК Вагнера? Что они там делают?» — сказал президент Турции на совместной пресс-конференции с главой Туниса Каисом Саидом. Об этом сообщает агентство Anadolu.
Ливия фактически расколота на две части. Столицу и частично запад страны контролирует признанное международным сообществом Правительство национального согласия во главе с Фаизом Сараджем. Восток находится под контролем Халифы Хафтара. Весной этого года силы Хафтара начали наступление на Триполи, объясняя эти меры борьбой с терроризмом.
Президент Турции уже не первый раз заявляет о возможном присутствии наемников из России в Ливии. По его словам, если это так, то Анкара может ввести в Ливию свои вооруженные формирования.
Заявление Эрдогана комментирует руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
Владимир Фитин руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований «Он крайне заинтересован в том, чтобы сохранить именно правительство в Триполи как фактически единственного союзника в этом регионе. Поэтому он использует самые разные способы и методы, в том числе такой, я бы даже сказал, шантаж, поскольку именно он называет достаточное количество каких-то российских наемников, о которых российская сторона вообще никогда ничего не говорит, и кто там, в каком количестве, абсолютно не подтверждается. Это позиция Турции для того, чтобы как-то накалить ситуацию и сделать так, чтобы как можно меньше возможных союзников оказалось у второй стороны конфликта, то есть у Хафтара и поддерживающего его парламента, который заседает в Тобруке».
Эрдоган понимает, что Турция может остаться без выгодных соглашений с Триполи, отмечает сотрудник департамента политической науки ВШЭ Григорий Лукьянов.
Григорий Лукьянов сотрудник департамента политической науки ВШЭ «Последнее наступление Хафтара, начавшееся в конце ноября — начале декабря 2019 года, поставило под угрозу само существование Правительства национального согласия в Триполи. Поскольку это союзник Турции, Турция не только заключила два меморандума с правительством в Триполи, но и также дала обещание, что может ввести в Ливию войска, если маршал Хафтар продолжит военные действия против Правительства национального согласия, признанного ООН. И эта риторика о том, что военное присутствие России уже сегодня есть в Ливии в виде ЧВК Вагнера, это, с одной стороны, не что иное, как инструмент привлечь внимание России, и с другой стороны — мотивировать и во многом сыграть на опережение и привлечь Россию к диалогу по Ливии, отчасти во многом преувеличив ту роль, которую Россия сегодня играет в этой стране, и ее несколько видоизменив».
В сентябре Bloomberg сообщало, что в Ливию прибыла группа более чем из 100 бойцов ЧВК Вагнера. По данным агентства, они участвуют в гражданской войне на стороне маршала Хафтара, который противостоит правительственным войскам. В свою очередь, газета The Telegraph писала о работе 300 российских наемников в ливийском городе Бенгази.