Нового фигуранта дела Baring Vostok отправили под домашний арест под занавес расследования
Лента новостей
Суд отправил под домашний арест седьмого фигуранта уголовного дела Baring Vostok — бывшего директора по инвестициям банка «Восточный» Александра Цакунова. Следствие просило заключить его под стражу
Уголовное дело Baring Vostok вступило в завершающую стадию. Уже на следующей неделе Следственный комитет намерен объявить фигурантам об окончании расследования и начать знакомить их с материалами дела. Это выяснилось на заседании Басманного суда столицы, который отправил под домашний арест последнего, седьмого фигуранта — бывшего директора по инвестициям банка «Восточный» Александра Цакунова, подозреваемого в причастности к хищению 2,5 млрд рублей.
Стоит отметить, что Следственный комитет просил заключить его в СИЗО. Однако прокуратура не поддержала просьбу следствия, как и защита, апеллировавшая к тому, что следствие решило отправить фигуранта под стражу под самый занавес расследования.
Адвокаты просили избрать ему любую иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы: залог в 10-15 млн рублей или домашний арест. Также в суд было передано личное поручительство 13 коллег фигуранта из фонда Baring Vostok.
Арест после окончания рабочего дня
Ходатайство Следственного комитета об избрании меры пресечения Александру Цакунову должны были начать слушать в три часа дня. Однако посетителей пришлось эвакуировать из-за ложного сообщения о минировании здания. Также судья Евгения Николаева оказалась занята в других процессах. В итоге слушание стартовало только после шести часов вечера, когда суд уже официально закончил работу.
Поддержать задержанного пришла супруга, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи и совладелец онлайн-ретейлера «Юлмарт» Дмитрий Костыгин. Последний заявил Business FM, что если потребуется, то готов стать поручителем. Но этого не понадобилось.
Представитель прокуратуры просила ходатайство Следственного комитета об аресте отклонить. «Несмотря на обоснованность выдвинутого подозрения, цели уголовного судопроизводства могут быть достигнуты без избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу», — сказала прокурор.
Стоит отметить, что просьбу о необходимости заключения обвиняемого в СИЗО представитель Следственного комитета обосновал стандартными доводами о том, что в случае нахождения на свободе фигурант может скрыться или помешать расследованию, установить контакт с другими соучастниками и оказать давление на свидетелей. Он приобщил переписку задержанного, сказав, что она поможет суду «понять его отношение к расследованию». Однако ее содержание следователь не стал оглашать.
Представитель СК заявил, что Цакунов «совместно с соучастниками незаконно выводили имущество банка с использованием различных организаций и руководивших ими подставных лиц, а впоследствии распоряжались им по своему усмотрению». При этом обоснованность подозрений в его адрес подтверждается собранными доказательствами: показаниями потерпевших, свидетелей, результатами оперативно-разыскной деятельности и другими следственными и процессуальным действиями, сказал он.
Следователь проинформировал суд, что следствию необходимо выполнять ряд процессуальных действий, «в том числе с лицами, находившимися и находящимися по сей день в служебной зависимости от Цакунова». Он назвал эти обстоятельства «исключительными».
В пользу ареста подозреваемого высказались представители двух потерпевших — банка «Восточный» и его акционера Шерзода Юсупова.
Защитники же апеллировали к тому, что в этом нет необходимости. Они передали суду 13 личных поручительств бывших коллег Цакунова из фонда Baring Vostok, а также письмо уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Последний, отвечая на адвокатский запрос, указал, что, по его мнению, Цакунову должна быть избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Омбудсмен подчеркнул экономический характер дела.
Последние дни расследования
Адвокат Цакунова Ольга Козырева сочла доводы следствия необоснованными. Она подчеркнула, что следствие по делу идет почти год и «все что можно уже было изъято», поэтому ее клиент вряд ли может помешать расследованию, уничтожив какие-то улики.
Она акцентировала внимание суда на том, что все эти месяцы бизнесмен, если бы хотел, давно мог «установить контакт с соучастниками», чтобы выработать с ними «единую позицию». Однако он не стал этого делать. Она подчеркнула, что бизнесмена до задержания ни разу даже не вызвали на допрос.
«Следствие практически заканчивается. Поэтому нет необходимости содержать Цакунова под стражей, когда ему нужно уже будет нужно предъявлять обвинение в окончательной редакции и начинать знакомиться с делом», — убеждала она суд. Козырева и ее коллега просили ходатайство об аресте не удовлетворять или избрать задержанному меру пресечения, не связанную с лишением свободы, отпустив его под личное поручительство или залог в сумме от 10 млн до 15 млн рублей. Если же суд на это не пойдет, то защитники предложили поместить бизнесмена под домашний арест в квартире матери, где он до задержания проживал с женой детьми.
Кстати, о том, что следствие близится к завершению, на заседании подтвердил и следователь. «В ближайшее время будут предъявлены обвинения в окончательной редакции, в том числе и Цакунову. Мы приближаемся к началу выполнения статьи 217 УПК (ознакомление обвиняемого и защиты с материалами дела. — Business FM)», — сказал представитель СК.
Сам Александр Цакунов, который назвался директором центра банка «Открытие» оказался немногословным. Он заметил, что лишь «не согласен» с просьбой следствия об аресте.
Выслушав доводы сторон, судья Евгения Николаева удалилась в совещательную комнату на полчаса, а, выйдя оттуда, отправила подозреваемого под домашний арест до конца следствия — до 13 января 2020 года в его квартире на Кутузовском проспекте.
Дело Baring Vostok
О задержании бывшего топ-менеджера банка «Восточный» Александра Цакунова стало известно 19 декабря. В инвестфонде вступились за бывшего сотрудника, назвав это «грубым злоупотреблением законом в коммерческих интересах». Также в фонде отметили, что уверены в невиновности Цакунова. Он находился в статусе подозреваемого по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Официального обвинения ему предъявить пока не успели.
Уголовное дело о хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», основным фигурантом которого стал основатель Baring Vostok американец Майкл Калви, было возбуждено Следственным комитетом России 13 февраля 2019 года на основании заявления члена совета директоров этого банка Шерзода Юсупова, с которым он обратился в ФСБ. По данным следствия, Калви организовал схему, в результате которой полученный компанией «Первое коллекторское бюро» (ПКБ) от «Восточного» в 2015 году кредит в размере 2,5 млрд рублей был зачтен уступкой акций. По версии следствия, Калви ввел в заблуждение совет директоров банка относительно цены акций компании International Financial Technology Group S.C.A. (IFTG), которые были оценены в сумму долга при реальной стоимости 600 тысяч рублей. Это, полагает следствие, привело к хищению денежных средств. Калви отрицает вину и называет уголовное преследование незаконной попыткой миноритариев «Восточного» решить корпоративный спор с другим акционером банка, Артемом Аветисяном.
Вместе с тем спустя несколько месяцев после начала расследования стало известно, что финансовая экспертиза, проведенная на следствии, пришла к другим результатам, определив рыночную стоимость спорного пакета ценных бумаг в 4 млрд рублей. Тем временем в ноябре Артем Аветисян был избран председателем совета директоров банка «Восточный». В результате судебных споров его компания «Финвижн» стала основным владельцем банка.
По делу вместе с Калви проходят еще пять человек. Всем им предъявлено обвинение в хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Калви два месяца провел в СИЗО, 11 апреля он и признавший вину экс-глава правления банка «Восточный» Алексей Кордичев были переведены под домашний арест. В середине августа Мосгорсуд перевел под домашний арест топ-менеджера инвестфонда Baring Vostok гражданина Франции Филиппа Дельпаля. Остальные фигуранты, включая Калви, вину отрицают. Трое из них — партнер фонда Ваган Абгарян, директор ПКБ Максим Владимиров и директор по инвестициям Baring Vostok Иван Зюзин — на сегодняшний день все еще находятся в СИЗО.
Следствие добилось ареста квартир, в которых живут семьи фигурантов дела Baring Vostok. Адвокатам Калви удалось снять арест с квартиры обввиняемого на Большой Дмитровке в Москве стоимостью в 48 млн рублей.