«Принять закон, а потом посмотреть, как он работает». Госдума рассмотрит законопроект о виноградарстве и виноделии
Лента новостей
Почему вдруг долго пылившийся законопроект парламентарии решили в спешке принять сейчас и в чем его недостатки?
Госдума 18 декабря рассмотрит во втором и, возможно, сразу в третьем чтении законопроект о виноградарстве и виноделии в России. До последнего времени слово «вино» можно было применять ко многим алкогольным напиткам, часто даже не имеющим никакого отношения к винограду.
Всплеск интереса частных инвесторов к виноделию в России случился после присоединения Крыма. Но очень скоро оказалось, что производить качественный продукт и оставаться конкурентоспособным по отношению к крупным компаниям, которые закупают за рубежом низкопробные виноматериалы и потом мешают из них нечто спиртосодержащее, называя это «вином», почти нереально.
Вероятно, именно поэтому закон торопятся принять как можно быстрее. Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил журналистам, что внесение в законопроект большого количества поправок отложит его принятие, а без них он может быть принят в окончательном чтении уже 18 декабря. Ситуацию комментирует глава Союза виноградарей и виноделов России, телеведущий Дмитрий Киселев.
Дмитрий Киселев глава Союза виноградарей и виноделов России, телеведущий «Поправок было подготовлено много, но профильный комитет Госдумы решил принять законопроект без поправок. Если сейчас обсуждать поправки, то все утонут в спорах, поэтому логика сейчас состоит в следующем: принять закон, а потом посмотреть, как он работает, и заниматься уже коррекцией. Потому что одни делают вино из винограда, и тогда этот закон их устраивает, а те, кто делает вино из привозного дешевого сырья, их этот закон не устраивает».
Закон о виноградарстве и виноделии пытались принять долгие годы. Нынешняя его версия — седьмая или восьмая. По мнению специалистов, она в очень общих чертах отвечает задачам, которые ставились перед законом. Там содержится достаточно много практических направлений по регулированию виноградарства и виноделия, которые помогут решить многие проблемы и задачи отрасли.
То, что закон появился, это хорошо. Однако в нем также есть очень много моментов, которые заставляют сомневаться в том, насколько он будет эффективен, говорит партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев.
Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «Если внимательно его читать, то там, конечно, при общем позитивном фоне очень многие вещи важные написаны слишком обще и предполагают последующую расшифровку. Весь вопрос в том, а как потом это будет реализовываться? Закон устанавливает некие рамочные параметры, дело в деталях, как всегда. Начиная, например, с установления географических границ винодельческих зон, винодельческих регионов, винодельческих терруаров. Есть там к тому же и откровенно странные вещи, например создание неких дегустационных комиссий или рейтингов. Вообще, это дело рынка, дело экспертов, дело профессионального сообщества».
Самым принципиальным недостатком текста, который решили принять практически без обсуждения, является, похоже, то, что совершенно не понятно, кто и как будет следить за его соблюдением. В других странах это сложная цепочка из государственных органов и саморегулирующихся организаций, формировавшаяся многие годы.
Например, в какой период в тех или иных регионах можно начинать сбор винограда, во Франции решают межпрофессиональные советы, а местные власти выпускают об этом декрет. Минсельхоз страны может в дождливые годы выпустить специальное разрешение на шаптализацию — добавление некоторого, строго ограниченного количества в сусло сахара. И так далее. При этом, например, одновременное добавление сахара и кислоты вообще не допускается никогда и считается во Франции уголовным преступлением.