«Это не взрывчатый материал». Что пропало на заводе «Авангард»?
Лента новостей
Бывший руководитель предприятия Азгат Ибрагимов сказал Business FM, что это «инновационного вида продукция»
«Это не взрывчатка!» Отстраненный генеральный директор завода «Авангард», предприятия, с которого, по версии Минпромторга, исчезли почти 300 тонн взрывчатых веществ, прокомментировал Business FM претензии, возникшие к предприятию. По версии бывшего руководителя «Авангарда» Азгата Ибрагимова, новое уголовное дело — это попытка давления лично на него. Эксперты, опрошенные Business FM, говорят, что новость в том виде, в котором она появилась, звучит чудовищно.
В уголовном деле говорится о пропаже 276 тонн взрывчатых отходов, которые были получены «Авангардом» в ходе утилизации снарядов по военному подряду, но не были сданы Минобороны, пишут «Ведомости».
Эксперт-взрывотехник Виктор Поплавский для наглядности пояснил, что, исходя из приведенных цифр, это 4,5 вагона, так сказать, исходного материала и почти два вагона взрывчатки на выходе. О том, что можно сделать с двумя вагонами взрывчатки, окажись они не в тех руках, не хочется даже думать, однако военный обозреватель «КП» Виктор Баранец на страницах «Царьграда» рассуждает об этом во весь голос, вспоминая в том числе запрещенные в РФ аббревиатуры.
Если в России в каждом банке служит прикомандированный сотрудник органов госбезопасности, то можно ли поверить, что с такого предприятия могли воровать взрывчатку вагонами? Если представить себе столь невероятный сценарий, то это преступление невероятных масштабов, говорит бывший начальник подразделения по борьбе с терроризмом и бандформированиями ФСБ РФ Александр Гусак.
Александр Гусак бывший начальник подразделения по борьбе с терроризмом и бандформированиями ФСБ РФ «В любом случае подобные предприятия должны находиться в оперативном обслуживании. То, что вы мне сказали, это немножко, я не хочу сказать, что я кисейная барышня и впадаю в шок, но для меня это что-то неописуемое. Это преступление можно сравнивать с преступлением против своего государства, подрыв военной мощи государства. Необходимо спрашивать по всей строгости закона».
Однако, по версии Минпромторга, все не так страшно. Ведомство заподозрило «Авангард» в том, что завод, получив отходы, изъял оттуда взрывчатые вещества, переработал их по заказу сторонней фирмы и затем продал как промышленную взрывчатку. Предприятие, в принципе, ее и производит для нужд нефтегазовой отрасли.
Но опять-таки неужели сегодня в России так просто продать или купить вагон взрывчатки даже для нужд промышленности? Со стороны покупателя, рассуждая далеко не о вагоне, комментирует эксперт-взрывотехник Дмитрий Симкин.
Дмитрий Симкин эксперт-взрывотехник «Весь этот материал пришел на склад, ты должен отметить это в журнале. Этот журнал должен отвезти и копировать в силовых структурах — о том, что в данной точке, в данном месте находится такое-то количество такого-то взрывчатого материала. Дальше этот взрывчатый материал попадает в зону, где производятся взрывные работы, где ряд людей под росписи, под свою ответственность, уголовную, расписываются о том, что они произвели закладку такого-то количества взрывчатого материала. Дальше это протоколируется, дальше все это бабахнуло, взорвалось, после чего по инструкции сотрудники должны прийти на место взрывных работ и найти не сработавшие остатки. Дальше они их либо утилизируют, но опять это вносится в журнал».
По словам журналиста стерлитамакского портала SOS-STR Эмиля Шаяхметова, не верят в возможность подобного воровства и сотрудники самого завода.
«Сегодня утром я разговаривал с людьми, которые работают на заводе, которые работали и во время Ибрагимова, которые работают и сейчас. Они говорят, что все дело в неправильно заполненных документах. Никакой пропажи, никакой продажи, исчезнувших 276 тонн взрывчатки не было».
Как пишут «Ведомости», пропажу взрывчатки выявил новый генеральный директор «Авангарда» Юрий Шумский в ходе инвентаризации. До марта генеральным директором завода был Азгат Ибрагимов, он руководил предприятием больше 20 лет. Собеседники «Ведомостей», близкие к «Авангарду», утверждают, что Минпромторг уволил Ибрагимова из-за плохого финансового состояния завода, многолетних убытков и долгов.
Сам же Ибрагимов в интервью Business FM заявил, что он как раз активно борется с тем, чтобы не платить лишнего по долгам, которые были навязаны предприятию незаконно. В частности, выигрывает в судах по делу о взыскании с предприятия почти 85 млн рублей со стороны московской компании «Траст-С». А то, что якобы украли взрывчатку, так на самом деле не украли и это не взрывчатка. Это то, что удалось понять из общения с Ибрагимовым:
— Откуда взялась эта цифра, 276 тонн?
— У нас в заказе написано. Это, во-первых, не порох, запомните раз и навсегда. Пороха там 304 кг. Я научился за эти годы по заказу частных фирм за их затраты установить получение инновационного вида продукции, которая сегодня пользуется спросом. Понимаете?
— Не понимаю. Просто это отходы, из них взрывчатку можно сделать или нет?
— Нельзя. Это не взрывчатый материал, не путайте. Это горит только. Это совершенно другой пласт продукции, которой раньше вообще в стране не существовало. Разработал я новую продукцию, она запатентована, есть право размещать, больше нигде ее не производят, ни в мире, нигде.
— Где они сейчас находятся, эти 276 тонн?
— Они уже переработаны. Их купили, с заводом рассчитались, деньги поступили, как «Авангарду», так и Минпромторгу.
Запатентовал Ибрагимов баллиститное твердое ракетное топливо — средство доставки головной части снаряда. Если грубо, это то, что горит (и это видно), когда стреляет установка «Град». По словам Ибрагимова, «Авангард» продавал это топливо уфимскому ООО «УТТ», и ни у кого ранее к этому сотрудничеству претензий не возникало.
Самого Ибрагимова журналисты из Стерлитамака описывают как яркого представителя поколения так называемых красных директоров, до последнего работавшего в обшарпанном кабинете, в котором ничего не менялось с семидесятых годов. Сам Ибрагимов, кстати, считает, что уволили его незаконно, и прямо сейчас оспаривает это решение в суде.