Boeing приостанавливает производство 737 MAX
Лента новостей
Это связано с отказом американского авиарегулятора разрешить полеты этих самолетов в текущем году. Почему производство 737 MAX не было прекращено сразу после запрета?
Boeing решила приостановить производство лайнеров 737 MAX с января 2020 года, говорится в сообщении компании. Как пояснили в Boeing, решение принято в связи с переносом сертификации самолета. При этом компания продолжит работать с заказчиками, чтобы быстро восстановить график поставок после возвращения 737 MAX в эксплуатацию.
Полеты Boeing 737 MAX во всем мире остановлены в марте после двух авиакатастроф, связанных с дефектами систем корректировки полета. После заявления компании ее акции в понедельник упали на 4,3%. Остается неясным, когда предприятие вернется в прежний режим работы и что будет с тысячами сотрудников, говорит репортер CNBC Филипп Лебо:
«Этого едва ли кто-то ожидал, когда история с неисправностями 737 MAX только начиналась. Все эти десять месяцев гендиректор компании Деннис Мюленбург твердил о «стабильных успехах», но, кажется, точка была поставлена на прошлой неделе, на встрече с главой американского авиарегулятора Стивом Диксоном. Когда тот сказал, что не может назвать сроков ресертификации модели, Boeing ничего не оставалось, кроме как замедлить или приостановить производство, что они и сделали. Что будет с сотрудниками, пока не ясно, на производстве 737 MAX работали около 12 тысяч человек. Компания заявляла, что в случае приостановки производства они попытаются перевести сотрудников на другие заводы, однако 12 тысяч лишних рабочих мест у них вряд ли найдется. Так что теперь вопрос в том, отправят ли их в принудительный отпуск и на сколько: на 45 дней, на 60? Как это сочетается с трудовыми договорами работников? Все эти подробности еще предстоит узнать».
Почему производство 737 MAX не было остановлено сразу после запрета полетов? Об этом рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Сам процесс производства самолетов очень инерционен, к нему привязана сотня, а может быть и тысяча предприятий-поставщиков по всему миру, и остановить всю эту махину просто так очень и очень сложно. Поэтому Boeing продолжала как бы работать на склад в надежде на то, что в ближайший месяц-два поставки и эксплуатация возобновится. Но, как мы видим, надежды на осень не оправдались, FAA (Федеральное управление гражданской авиации США. — Business FM) так и не запускает самолеты к опытным полетам, а значит, эта уже длительная задержка ставит вопрос, надо ли дальше продолжать производить самолеты на склад и куда их ставить, и на какие деньги, потому что Boeing производит порядка 50 самолетов этого типа в месяц. Стоимость этих 50 самолетов порядка 5 млрд долларов, то есть это недополученная выручка. Чтобы их производить, надо какие-то деньги вкладывать.
— Я так понимаю, в европейской компании пьют шампанское сейчас?
— Несомненно, даже если завтра возобновится производство и начнут летать эти самолеты, потери Boeing колоссальные и в деньгах, и в доверии рынка, и, конечно же, в продажах, потому что многие потенциальные покупатели уже сейчас обращают свой взор и заказывают европейские самолеты. Глубина продаж у Airbus значительно увеличилась. Само собой, эти клиенты уже к Boeing не вернутся, а те, которые останутся верными Boeing, конечно же, будут требовать какой-то дисконт и компенсацию за простой этих самолетов. Ну и, конечно, доверие со стороны пассажиров.
— В свете этого решения российские производители самолетов, в частности МС-21, хоть что-нибудь смогут выгадать?
— Наверное, мы могли бы что-то выгадать, если бы мы успели к сроку уже сейчас начать серийное производство этих самолетов и поставки. Но, как мы видим, американцы подсуетились, вовремя подстраховались, ввели санкции против композитных производств в России, и на сегодня программа МС-21 затягивается еще, наверное, года на полтора.
— Достаточно много машин MAX было, в том числе у наших авиакомпаний, что с ними? Они стоят уже много месяцев.
— В России в эксплуатации было немного самолетов, заказано было много. А в мире — конечно же. Пока рынок все-таки доверяет Boeing как надежному производителю, и до сих пор весь рынок в ожидании, даже недавний прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) достаточно оптимистичен на следующий год, в том числе и в плане возобновления полетов самолетов Boeing.
Что касается прогнозов возобновления полетов 737 MAX, то эксперты здесь оптимистичны. Ранее агентство Reuters называло дату — февраль 2020 года.