В проекте изменений в Конституцию Украины не говорится об особом статусе Донбасса
Лента новостей
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что надо оценить этот законопроект на соответствие минским соглашениям
Обновлено в 16:14
На сайте Верховной рады Украины опубликован текст президентского законопроекта о децентрализации. Он вносит изменения в конституцию, которые касаются территориального устройства Украины.
В документе нет ни слова об особом статусе Донбасса, хотя накануне встречи «нормандской четверки» украинские власти говорили, что этот вопрос в законопроекте будет отражен. Ранее, 12 декабря, срок действия закона об особом статусе Донбасса был продлен еще на год — до 31 декабря 2020 года.
Ранее глава МИД страны Вадим Пристайко заявлял, что изменения в конституцию по децентрализации соответствуют минским соглашениям, и «украинская сторона сейчас предана договоренностям, которые были».
Business FM спросила у Дмитрия Пескова, есть ли какая-то реакция Кремля на проект поправок в Конституцию Украины. Пресс-секретарь президента России ответил, что надо оценить этот документ на соответствие «Минску-2».
— Безусловно, документ нужно анализировать, очень внимательно изучать на предмет соответствия минским договоренностям и «формуле Штайнмайера».
— У Киева есть какие-то обязательства по этим поправкам, на что Москва рассчитывает?
— Здесь ничего, что может как-то двояко толковаться, и нет ничего, что может дискутироваться. Есть минские договоренности, и в Париже, именно в преамбуле, мы уже неоднократно с вами об этом говорили, стороны подтвердили свою приверженность минским договоренностям, и там именно закреплено в преамбуле. А в свою очередь, в минском комплексе мер все изложено достаточно доступным языком, вся последовательность действий.
Украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев сомневается в том, что этот закон пройдет «условную политическую экспертизу в рамках «нормандского формата» и партнеров Украины по минским соглашениям, а тем более Российской Федерации и представителей самопровозглашенных ЛНР и ДНР».
Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Надо обратить внимание на следующий правовой и политический маневр Зеленского и его команды. Первый маневр: они пролонгировали старый закон об особом статусе ДНР и ЛНР. Во-вторых, они вносят изменения в конституцию, но там нет особого статуса ДНР и ЛНР. Третий момент, на что уже указал сегодня министр иностранных дел Украины Пристайко: год готовится новый закон об особом статусе ДНР и ЛНР. Очевидно, этот закон попытаются подготовить и провести до апрельского саммита «нормандского формата» в Берлине, и там уже особый статус и особенности местного самоуправления ДНР и ЛНР будут прописаны более четко в соответствии с «формулой Штайнмайера», поскольку она признана, но ее надо имплементировать в этот новый закон в соответствии с особыми правами этих регионов в рамках Конституции Украины. Но сейчас, очевидно, из политических и внутриполитических соображений, обстоятельств и факторов, Зеленский и его команда не готовы к тому, чтобы особый статус ДНР и ЛНР был внесен в конституцию на постоянной основе».
Верховная рада приняла в первом чтении конституционные изменения в части децентрализации власти еще в 2015 году. Речь шла о передаче финансовых полномочий из центра в регионы. Но из-за того, что новые правила не смогли соотнести с особым статусом Донбасса, окончательное принятие документа отложили.
Действующий закон об особом статусе Донбасса на Украине приняли в октябре 2014 года. Он предполагает временное введение особого порядка местного самоуправления.
Поправки в украинскую конституцию комментирует директор киевского центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко.
Владимир Фесенко украинский политолог, глава центра прикладных политических исследований «Пента» «Законопроект совпадает с тем, что было раньше, кроме нормы про какой-то особый статус для ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей. — Business FM). Позиция Зеленского такая, что расширяются полномочия всех органов местного самоуправления, а не только какого-то одного региона. И это соответствует минским соглашениям, потому что в минских соглашениях речь идет о децентрализации, необходимости закрепить в конституции именно процесс децентрализации. Естественно, будет дискуссия, критика. Такая критика была и в прошлый раз. Сейчас смешно наблюдать, что парламентская фракция Петра Порошенко называет этот законопроект диктаторским, хотя он в значительной мере совпадает с тем законопроектом, который подавал в свое время Петр Порошенко. Я считаю, что там есть пункты, по которым можно дискутировать, искать баланс полномочий президента, правительства, парламента, местного самоуправления. Но в целом, этот законопроект отвечает потребностям закрепления реформ децентрализации в конституции. Большая часть украинского политического класса не пойдет на закрепление в конституции какого-то особого статуса для части территории Донбасса. И Зеленский, ссылаясь в том числе на это, а также на свою позицию, говорил, что они предлагают компромиссный вариант, не особый статус для ОРДЛО, а децентрализация для всех».
Представители самопровозглашенной Донецкой народной республики призвали Киев начать согласовывать все изменения в Конституцию Украины с ними, сообщила глава МИД ДНР Наталья Никонорова. «Мы не признаем односторонней децентрализации, которую пытается провести Киев», — заявила глава МИД ДНР. При этом она добавила, что особый статус не является предметом для торга — это «принципиальное условие нашего дальнейшего мирного сосуществования». Заседание Контактной группы в Минске пройдет 18 декабря.