Цифровая медицина
Лента новостей
Облачные технологии, искусственный интеллект, телемедицина и интернет вещей. В декабре BFM.ru подводит основные итоги года в области цифровизации, обсуждая самые значимые события уходящего года. Сегодня речь о цифровой медицине
Любой пациент государственной системы здравоохранения Великобритании к 2021 году сможет консультироваться с врачом общей практики онлайн: такую задачу поставила перед собой в уходящем году Национальная служба здравоохранения Соединенного Королевства. Насколько такое возможно в России? Об этом рассуждает руководитель направления цифровой медицины МТС Анна Фофанова.
Анна Фофанова руководитель направления цифровой медицины МТС«Онлайн-консультации действительно могут заменить первый визит к врачу, ведь даже когда вы приходите к врачу и он вас послушает, посмотрит вам горло, заглянет вам в глаза и подержит вас за руку, он все равно далеко не всегда сможет вам что-то сказать, пока не увидит результаты анализов. В основном на первом приеме он выслушивает жалобы, задает уточняющие вопросы, выдвигает предположения о причинах симптомов, направляет на исследование. Вот все это можно сделать во время дистанционной консультации. Сегодня дистанционные консультации с врачами воспринимаются как неотъемлемая часть комплекса медицинских услуг. В мире каждый день проводят десятки тысяч таких консультаций. В России, конечно, есть проблема доступности медицины, особенно в отдаленных и малонаселенных регионах. В крупных городах у людей другая проблема. Им надо найти время, чтобы выбраться к врачу. И во всех этих случаях телемедицина — отличное решение для первого шага. Нужно научить людей пользоваться телемедициной: и пациентов, и, как ни странно, врачей. Пациенты должны представлять, что они получат от телемедицинской консультации: что можно, что нельзя. А врачи должны научиться работать с пациентами удаленно. Мы в SmartMed на собственном опыте убедились, как это важно. А в будущем, и оно не такое уж и далекое, как может показаться, ходить к врачу нужно будет гораздо реже, чем сейчас. Например, гаджеты и носимые устройства, которые будут изобретены, смогут в реальном времени передавать данные о показателях здоровья в приложение, а все ли в порядке, врач будет проверять дистанционно. Если вдруг что-то пойдет не так, доктор свяжется с вами».
Однако в России делаются лишь первые шаги в этом направлении. Пока что закон о телемедицине все еще накладывает ряд ограничений на первую консультацию. Врач удаленно не может ставить диагноз и назначать лечение, зато он может собрать анамнез, а также порекомендовать, какие анализы нужно сдать и к какому именно специалисту идти с результатами этих анализов. Поскольку есть четкое понимание, что за телемедициной будущее и что это выгоднее в том числе с экономической точки зрения, с нормативной базой эксперты постоянно работают.
«Пациенту, для того чтобы получить телемедицинскую консультацию, нужен либо смартфон, либо компьютер с выходом в интернет. И все. Врачу также нужен компьютер с выходом в интернет, камера, гарнитура или камера со встроенным микрофоном. Кроме того, необходимо соответствующее программное обеспечение. С технической точки зрения сложностей нет. А что касается будущего, когда информация о состоянии здоровья человека будет собираться со всяких умных гаджетов, то покупать эти гаджеты будет все равно сам человек, если захочет. И это в конечном итоге будет выгоднее, чем тратить деньги на обследования и лечение, когда человек уже заболеет. Главное, чтобы наши законы это разрешили. Пока закон РФ разрешает врачу использовать при оценке состояния пациента только данные из тех медицинских изделий, которые зарегистрированы, а фитнес-браслеты и прочие девайсы как медицинские изделия не зарегистрированы. Но, повторюсь, работа с нормативной базой ведется активно».
В следующей серии проекта поговорим о суперкомпьютерах и облачных сервисах.