«Банковского роуминга» больше нет. Как могут возмещаться потери банков?
Лента новостей
Один из ответов — создание банками суперприложений. О запуске подобного сервиса уже объявил «Тинькофф», намерен разработать такую платформу и ВТБ
Госдума в третьем чтении отменила «банковский роуминг». Всего два месяца назад премьер Дмитрий Медведев назвал это дискриминацией, и вот депутаты отреагировали. Речь идет о комиссии за переводы между физлицами — в рамках одного банка, но в разных регионах.
Решение, конечно, популистское. С одной стороны, кому-то непонятно, почему за перевод денег, допустим, из Москвы в Новосибирск нужно заплатить комиссию. Банк-то один, а системе это вроде ничего не стоит.
Но, с другой стороны, Сбербанк, а он на этом рынке почти монополист, потратил на свою систему огромные средства. И поддерживать ее тоже стоит денег. Правда, прибыль «Сбера» от этих комиссий не такая большая, миллиарды рублей, даже не десятки. Но и их банк вряд ли готов потерять, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Он, естественно, может размазать недополученные комиссии в целом по клиентам. Например, дополнительная цена за пакетное обслуживание или каким-то другим образом. То есть в конечном итоге пострадают уже не собственно те клиенты, которые переводили деньги между регионами, а пострадают уже в целом клиенты Сбербанка».
Есть и другой ответ на вопрос о монетизации. Банки сейчас создают так называемые суперприложения. Через них клиент может получить не только обычные финансовые услуги, но и, например, заказать такси, купить авиабилеты, билеты в кино, подписку на онлайн-кинотеатр и так далее. О запуске такого суперприложения уже объявил «Тинькофф». ВТБ намерен создать аналогичную лайфстайл-платформу в следующем году.
И похожий проект, по данным СМИ, создает все тот же Сбербанк. Принцип простой — компании-партнеры платят банку комиссию за каждую транзакцию. Клиентам тоже хорошо, потому что они смогут легко, через приложение потратить бонусы, кешбэки.
Но на этом поприще с банками будут конкурировать классические IT-игроки, такие как «Яндекс». Смогут ли классические банки занять свою нишу? Ситуацию комментирует директор по маркетингу компании «Системный софт» Руслан Галка.
Руслан Галка директор по маркетингу компании «Системный софт» «У банков есть ресурсы и своя клиентская база, которой просто необходимо предложить дополнительные сервисы. Но момент заключается в следующем: есть страх, что эти приложения станут громоздкими, и если из-за какой-то дополнительной функции приложения будут работать нестабильно, у банка есть шанс потерять клиента или получить недовольного клиента. Поэтому по большей части пользователи предпочитают специализированные мобильные приложения. Отдельное приложения для вызова такси, отдельное для поиска. Объединить все в одном… Есть риски, что если какая-то часть не будет работать, то упадет вся платформа».
И возвращаясь к денежным переводам. То, что сделали власти, это не только забота о народе. Это еще и, хоть и небольшой, но прицельный удар по Сбербанку. Конечной целью видится все-таки принудить банк войти в Систему быстрых платежей ЦБ.
«Сбер» этого делать не хочет, потому что у него есть «Сбербанк Онлайн». Тем не менее Герман Греф пообещал, что в марте 2020 года Сбербанк может подключить часть сервисов Системы быстрых платежей. Лукавство в том, что СБП — это не только перевод гражданину, но и, например, юрлицу. Есть подозрение, что в марте «Сбер» может в рамках системы запустить быстрые переводы, например, между компаниями, а самым ценным, то есть переводами между физлицами, делиться по-прежнему откажется.
Ну а там, глядишь, появится и суперприложение от «Сбера», что еще больше упрочит его позиции. Ну а такие вещи, как отмена «роуминга» или небольшие штрафы ЦБ, для Сбербанка не страшнее комариных укусов.